Цель: совершенствование процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы предстояло решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по вопросам совершенствования процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях.
2. Сравнить показатели физического состояния детей старшего дошкольного возраста и школьников первого года обучения.
3. Разработать методику использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста и экспериментально обосновать ее эффективность.
Анализ научно-методической литературы.
Педагогическое наблюдение.
Тестирование.
Педагогический эксперимент.
Методы математической статистики.
Анализ научной и научно-методической литературы
Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой исследования осуществлялись по следующим направлениям: возрастные характеристики детей дошкольного возраста, физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду, методика обучения плаванию. Всего проанализировано 24 источника.
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение использовалось с целью определения эффективности предложенной методики использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Тестирование
Для определения физического развития использовались показатели: длина тела (см), вес тела (кг), окружность грудной клетки (см), жизненная емкость легких (л).
Оценка физической подготовленности осуществлялась по следующим тестам: бег на 30 м (с); челночный бег 3х10 м (с); прыжок в длину с места (см); 6-минутный бег (м), вис на перекладине (с), наклон туловища вперед из положения сидя (см).
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях учебно-тренировочного процесса в течение 10 месяцев. Методом случайной выборки были сформированы две группы (контрольная и экспериментальная) которые на начало эксперимента не имели достоверных различий по основным исследуемым показателям.
Методы математической статистики
Для обработки полученного в ходе исследования материала используются методы математической статистики, включающие в себя вычисления средней арифметической (М), ошибки среднего арифметического ( m).
Достоверность полученных результатов сравнивается по критерию Стьюдента. Достоверность определяется для уровня значимости Р = 0,05 (Б.А. Ашмарин, 1978).
Статистический метод с оценкой полученных результатов в средних величинах по Стьюденту
где М – средняя арифметическая,
- сумма,
n – число детей в группе,
V – каждое значение показателей
где δ – среднее квадратическое отклонение,
К – коэффициент, определяющийся по таблице.
где m – ошибка среднего арифметического
где t – критерий Стьюдента.
Первый этап исследования (2007-2008 гг.) предполагал: анализ литературных источников по проблеме исследования, отбор методов диагностирования, адекватных задачам исследования.
Второй этап исследования (январь-май 2008 г.) заключался в изучении показателей физического развития, физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста и в сравнении полученных данных с аналогичными величинами детей младшего школьного возраста (первый год обучения). Всего обследовано 16 мальчиков, 18 девочек дошкольного возраста и 24 мальчика, 26 девочек младшего школьного возраста.
На третьем этапе (2008-2009) разрабатывалось содержание методики использования средств плавания в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Информация о ообразовании:
Основные понятия изучаемой проблемы
Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика - строй языка, включающий в себя систему морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, способов словообразования. Грамматикой называют и раздел яз ...
Игра как форма урока, использование приёмов активизации мыслительной
деятельности учащихся во время игры
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деяте ...
Психолого-педагогические основы дифференцированного подхода
В основе дифференцированного обучения лежит учет психологических особенностей учащихся, а именно таких, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это такие особенности как память, внимание, воображение, мышление, способности. Таких особенностей очень много, п ...