Принцип системности. Коррекция каждого вида дисграфии осуществляется на основе использования системы методов. Использование определенных методик определяется целью, задачами логопедической работы, местом данного логопедического занятия в общей системе коррекционного процесса. С другой стороны, принцип системности предполагает формирование речи в единстве всех ее компонентов как единой функциональной системы.
Принцип деятельностного подхода. Процессы чтения и письма рассматриваются как сложная многоуровневая деятельность, включающая большое количество операций. Первоначально ставится задача формирования нарушенных операций этой деятельности. Постепенно по мере автоматизации отдельных операций формируется целостная структура этой деятельности, при этом основное внимание уделяется операциональному компоненту речевой деятельности.
Принцип поэтапного («пошагового») формирования психических функций. В процессе коррекции дисграфии необходимо минимальное введение трудностей, так как эти нарушения связаны с «поломкой» нормального психофизиологического механизма осуществления речевой деятельности. В связи с этим на каждом логопедическом занятии необходимо усложнять либо речевой материал, либо характер задания. Рекомендуется давать новые задания на наиболее простом речевом материале, постепенно его усложняя.
При коррекции дисграфии ставится задача формирования умственных действий (дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза и т. д.). Становление умственных действий представляет собой сложный и длительный процесс. Вначале то или иное действие осуществляется с опорой на развернутые внешние действия, но в дальнейшем внешние действия сокращаются, свертываются, автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, становятся умственными действиями, т.е. интериоризуются (П.Я. Гальперин и др.).
Онтогенетический принцип. В процессе формирования функций, обеспечивающих овладение чтением и письмом, необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе. При коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза формирование фонематического анализа осуществляется с учетом онтогенетической последовательности появления форм фонематического анализа.
С учетом этих принципов, по результатам логопедического обследования было разработано содержание логопедических занятий.
1. Совершенствование навыков фонематического восприятия.
2. Формирование сукцессивных функций.
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
4. Развитие динамического праксиса.
5. Развитие орального праксиса.
6. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания
7. Развитие логического мышления.
Данные направления определили содержание работы по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза (Таблица №).
Таблица №13 Перспективное планирование занятий при дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
Тема логопедического занятия |
Развитие фонематического анализа и синтеза |
Развитие слогового анализа и синтеза |
Преодоление несформированности неречевых функций |
Этап 1 | |||
Звук. Буква. Гласные - согласные |
Знакомство с речевыми звуками. Знакомство с гласными и согласными звуками. Развитие простых форм звуко-буквенного анализа и синтеза: выделение звука на фоне слова (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова |
Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
Последовательность действий и планирование; развитие устойчивости внимания; классификации, ограничения |
Гласные звуки и буквы (выбор звуков и букв для занятий осуществ-ляет логопед) |
Знакомство с гласными звуками и буквами. Выделение гласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове |
Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации. Знакомство с гласными, со слогообразующей ролью гласных. Знакомство с обозначением гласных на письме |
Последовательность в пространстве; отрицание |
Согласные звуки и буквы |
Знакомство с согласными звуками и буквами. Выделение согласных звуков в словах (определение наличия или отсутствия звука в слове), вычленение звука из начала и конца слова, определение последовательности и количества звуков в слове, определение места звука в слове относительно других звуков |
Работа над ритмической стороной речи, переключением и работа по развитию координации |
Последовательность во времени, развитие устойчивости внимания, систематизация |
Этап 2 | |||
Слог. Слоговой анализ и синтез |
Фонематический анализ обратного слога. Анализ прямого слога. Диф- ференциация открытых и закрытых слогов Знакомство с открытыми из закрытыми слога- ми. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем |
Знакомство с открытыми из закрытыми слогами. Знакомство с обозначением слогов при помощи схем |
Умение переключить внимание, закономерности, смысловые соотнесения |
Тема логопеди-ческого занятия |
Развитие фонематического анализа и синтеза |
Развитие слогового анализа и синтеза |
Преодоление несформированности неречевых функций |
Этап 3 | |||
Слово. Словосо-четание. Предложе-ние. Текст |
Формирование простых форм фонематического анализа и синтеза: выделение первого ударного гласного в слове; выделение первого согласного в слове; выделение последнего согласного в слове; выделение гласного из середины слова; определение места звуков в слове (начало, середина, конец). Формирование сложных форм фонематического анализа и синтеза: определение последовательности звуков, определение количества звуков, положение звука в слове относительно других звуков Слоговой анализ слов: - двусложные с открытыми слогами; - трехсложные с открытыми слогами; - односложные с закрытым слогом; - двусложные с закрытым слогом на конце слова; - двусложные со стечением согласных в середине слова; - двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; - трехсложные с закрытым слогом на конце; - трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; - трехсложные с двумя стечениями согласных; - односложные со стечением согласных; - двусложные с двумя стечениями согласных; - четырехсложные слова |
Слоговой анализ слов: -двусложные с открытыми слогами; - трехсложные с открытыми слогами; - односложные с закрытым слогом; - двусложные с закрытым слогом на конце слова; - двусложные со стечением согласных в середине слова; - двусложные слова с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; - трехсложные с закрытым слогом на конце; - трехсложные с закрытым слогом на конце и стечением согласных в середине слова; - трехсложные с двумя стечениями согласных; - односложные со стечением согласных; - двусложные с двумя стечениями согласных; - четырехсложные слова |
Перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно последовательность в речи, рассуждение, логические задачи |
Информация о ообразовании:
Воспитание личности ребёнка средствами изобразительного искусства
Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством начиная с младшего возраста определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомя ...
Формы интерактивного обучения
1) Работа в парах 2) Ротационные (сменные) тройки 3) Карусель 4) Работа в малых группах 5) Аквариум 6) Незаконченное предложение 7) Мозговой штурм 8) Броуновское движение 9) Дерево решений 10) Суд от своего имени 11) Гражданские слушания 12) Ролевая (деловая) игра 13) Метод пресс 14) Займи позицию ...
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой
моторики детей
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мел ...