Как рассказывать детям этого возраста о Боге, чтобы рассказ был связан с их жизненным опытом? Другими словами, готовы ли они хоть как-то воспринять христианство? Могут ли они сознательно участвовать в богослужении? Что они могут понять из Священного Писания? Какие духовные и нравственные ценности важны для них?
Дети этого возраста уже нуждаются в своем самостоятельном опыте, чтобы собственными глазами убедиться, как и почему происходит то или иное. Они могут пытаться найти ответ или достичь заданную им цель, размышляя над вопросами: «почему», «как» и «что было бы, если» под руководством учителя обсуждая тему урока в классе. Они способны сами уяснить причины некоторых событий. Тем не менее, они нуждаются в руководстве педагога (через чтение, обсуждение, ролевые игры и анализ происходящего), для того, чтобы они смогли перейти к более сложным проблемам. Нужно уметь говорить с детьми «на их языке», говорить так, чтобы то, что ты преподносишь им, было воспринято не только внешне, но и усвоено внутренне – «от сердца к сердцу».
Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. К каждому человеку Христос обращается на его языке, учитывая его уровень духовного развития. Он не открывает Себя полностью сразу же, и Евангелия несколько раз упоминают, что «люди не понимали Его». Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употребляет притчи, т.е. «язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогают слушателям открыть и воспринять более глубокую истину.
Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий. Он сам должен уяснить значение образа. Это акт творческий. Коль скоро идея уяснена, ее можно продолжить и развить. Но прежде необходимо воспринять образ, отождествить себя с героем рассказа, пережить то, что пережил он. А дети очень любят проводить аналогии, искать логические связи. Найти смысл - то зернышко истины, которое было заложено в притче в виде различных образов и увидеть, как этот смысл приложим к собственной жизни.
Как известно, притчи затрагивают самые различные темы: о благодати, о бодрствовании, о внимательности, о добрых делах, о милостыне и сострадательности, о молитве, о постоянстве, о покаянии, о причине зла, о прощении обид, о рассудительности, о соблазнах, о смирении и гордости, об умножении добрых качеств, об усердии. И здесь можно по каждой теме разработать отдельный урок, или же зачитывать притчу, как поучительный рассказ, тогда дети будут слушать активно, творчески, а не просто, как какой-то занимательный рассказ
В дипломной работе мною представлены уроки по трем притчам: «О доме, построенном на камне и о доме, построенном на песке», «О талантах» и «О милосердном самарянине».
В жизни каждого человека должно быть непоколебимое основание, которое закладывается с детства. На этом основании строится здание всей будущей жизни человека. Детская душа, как строительный раствор. Пока строительный раствор еще мягок, ему можно придать любую форму. Залив фундамент, мы получаем через короткое время каменное основание, на котором можно строить дом. Ребенок с детства должен любить свое Отечество, знать и чтить веру, историю и обычаи своего народа, почитать своих родителей. Знать, что смерть есть переход в иное бытие, который связан с ответственностью за прожитую земную жизнь.
В простом народе смысл жизни понимали в том, чтобы любить то богатство, которое было получено от отцов, и суметь его приумножить, сохранить и передать своим детям, сохранить, и может быть, даже ценой собственной жизни. Именно это и является основой православного метода. Сегодня нашим школам предлагаются для внедрения «новейшие западные методики». Нужно понимать: то, что прогрессивно для одних народов, зачастую губительно для других. Те, кто внедряет в педагогику чуждые православной традиции методы, ставят вполне конкретные цели, связанные с разрушением исторически сложившегося уклада жизни нашего народа, подменой ценностей и потерей исторической памяти.
Если душа ребенка сейчас не определится в главном, если она не станет твердой в своей вере, в своих убеждениях, а будет метаться, как может быть она основанием будущей жизни? Если этого не происходит, то здание жизни, построенное без основания, «на песке», начинает шататься. Если нет основания, всю жизнь идет поиск смысла, это часто и отождествляют с прогрессивностью: всегда что-то искать, всегда быть сомневающимся и неудовлетворенным.
Информация о ообразовании:
Типовой учебный план
Типовой учебный план – это документ, предназначенный для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования. Он определяет общий перечень дисциплин, и обязательные объемы времени для их реализации, виды и миним ...
Из опыта работы в лагере ДОЛ «Рассвет»
Летом 2009 года ездила работать в детский оздоровительный лагерь «РАССВЕТ», на первый сезон, который длился 21 день. Работала там вожатой 7-го отряда, в моем отряде было 23 человека: 7 девочек и 16 мальчиков. Отряд был разновозрастной от 7 до 12 лет. Наш отряд назывался « Пингвины». В самом лагере ...
Проблема содержания и структуры экономического
мышления
Структурные характеристики экономического мышления школьников могут быть представлены семью блоками: причинно-факторным, концептуальным, ценностно-целевым, содержательным, уровневым, деятельностным и критериальным, создает возможность охватить в единой системе его специфику на разных ступенях школь ...