Народный танец, как и песня, является выражением мыслей, чувств и обычаев народа. В образах, отраженных в народном танце, выражаются лучшие черты национального характера, В танце народ показывает, каким должен быть человек, рисует те человеческие качества, которые считает достойными подражания. Все виды народного творчества участвуют в создании великолепной галереи живых и выразительных образов народного танца. В танце находят воплощение черты характера любимых героев народных сказок и былин.
Богатейший язык народного хореографического искусства состоит из движений своеобразных и неповторимых. Каждая национальность имеет в танце свою поступь, осанку, по-своему координирует движения рук, ног, корпуса, головы. Танец каждого народа является живой иллюстрацией его жизни, быта, труда, общественных взаимоотношений, исторически сложившихся условий.
В профессиональных танцевальных коллективах и специализированных учебных заведениях работают и учатся специально подготовленные и прошедшие профессиональный отбор люди, Но в каждом человеке заложена потребность в прекрасном, в самовыражении и творчестве. Поэтому возникает необходимость обогащения существующих систем обучения. Базами для массового воспитания молодежи являются общеобразовательная школа и ВУЗ. Все изучаемые в учебных заведениях предметы направлены на достижение главной цели - формирование гармонично развитой личности.
Родоначальником народно-сценических танцев является Ансамбль народного танца под руководством И. Моисеева,
основанный в 1937 году. За год до этого в Москве проходил Всесоюзный фестиваль народного танца, который продемонстрировал богатство и разнообразие хореографического фольклора народов СССР. Для собирания и популяризации народного танцевального творчества и был создан ансамбль, первоначально состоявший из 30 танцоров, страстно влюбленных в народное искусство, и небольшого оркестра народных инструментов. Первый концерт молодого коллектива состоялся в 1937 году в Колонном зале Дома Союзов.
Для руководства ансамблем был приглашен 30-летний балетмейстер Большого театра СССР Игорь Моисеев. Уже в то время он был известен как тонкий знаток и большой ценитель национального хореографического фольклора. Игорь Моисеев предпринимал длительные поездки по республикам, изучал быт, нравы, обряды, народные танцы. Его многолетняя деятельность в области изучения народных танцев, их обработке и театрализации сыграла огромную роль в развитии советского хореографического искусства. Репертуарной основой молодого коллектива стал хореографический фольклор.
Изучая искусство, особенности быта и труда народов СССР и других стран, сохраняя основу народной хореографии, музыки и костюма, коллектив ансамбля обогащал свои постановки средствами драматургии, тонко продуманным ритмическим построением, танцевальной техникой, актерским мастерством.
В соответствии с образами и композицией танца обрабатываются народные мелодии - музыкальная основа танца, создается сценический вариант народного костюма.
В программах ансамбля свыше 200 танцев народов бывшей СССР и 100 народов мира, танцев, совершенно не похожих друг на друга. И каждый - это поэтическая картина народной жизни.
Один из шедевров ансамбля - хореографическая картина „Партизаны". В обобщенной, символической форме балетмейстер и артисты показывают бесстрашие и большую внутреннюю силу советского человека - защитника своей Родины. Найден здесь и выразительный, точный художественный прием, создающий полную иллюзию стремительного движения отряда всадников, разработана каждая деталь: и черные бурки, и плавность хода, и жесты, и повороты, напоминающие боевые построения - все это подчинено главной идее, создает величественный образ народа, преградившего путь врагу.
Широко представлена в программах ансамбля хореография стран мира. Ансамбль исполняет словацкие, польские, венгерские, аргентинские, мексиканские, испанские, румынские, корейские, китайские, кубинские, французские танцы. Во время гастролей ансамбля в Италии в 1966 году газета Паэзе сера писала: „Трудно переоценить тот факт, что, приехав в Италию второй раз, советские танцоры показали итальянцам их собственный, забытый ими танец. Понадобился приезд Моисеева в Италию, чтобы возродить замечательную сицилийскую тарантеллу. На примере тарантеллы Моисеев наглядно показал, как на сырой и необработанной почве танцевального фольклора возникает законченное сценическое произведение, красочное и впечатляющее ."
Игорь Моисеев так определяет свои творческие устремления и задачи всего коллектива: „Мы идем по двум путям, - говорит он. - Во-первых, по линии творческой интерпретации танца, в основе которого лежит уже сложившийся народный танец с определенным сюжетом, установившимися формами и традициями. Во-вторых, по линии создания новых танцев на основе народных традиций, еще не воплощенных в танцевальные формы. Идея, тема, живущие в народной песне, игре, эпосе находят у нас свое хореографическое выражение. Одновременно мы стремимся воплотить в танце современный нам образ. Подлинность и достоверность характера, чувства - вот что лежит в основе наших исканий".
Информация о ообразовании:
Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних
За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, нах ...
Определение эффективности формирующего воздействия
Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов. По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднег ...
Система работы по развитию слухового восприятия речи
Педагогическая система по развитию слухового восприятия является частью специальной педагогической науки – сурдопедагогики, которая разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, средства обучения и воспитания людей различного возраста с проблемами нарушения слуха. В основу педагогической си ...