природоведческий дошкольник литература художественный
Большинство стихов белорусских поэтов посвящены родной природе, именно поэтому они позволяют воспитать у ребенка любовь к родной природе, воспринимать окружающую красоту, способствовать ее сохранению и приумножению. Многие из стихов носят познавательный характер, знакомят ребят с явлениями природы, живой и неживой природой. Это стихи Я. Коласа «О, край родны, край прыгожы», «Песня аб вясне», «Зіма», «Дзед-госць», «Вясна»,»Восень», «Канец лета», «На лузе», «На рэчцы зімой», «Першы гром», «Раніца вясною», «У полі». Стихи Якуба Коласа не только проникнуты любовью к природе, но и знакомят детей с природными явлениями всех пор года.
Я. Купала так же затрагивает природоведческую тему в своем творчестве − «Вясна», «Хохлік», «Дуб», «Мароз», «Лістапад», М. Танк «Светлячок», «Галінка і верабей», «Жук і слімак».
Большое значение детской природоведческой литературе придавал Максим Багданович. Его произведения красочно описывают природу и несомненно должны использоваться в работе с дошкольниками по ознакомлению их с природой: «Над возерам», «Просценькі вершык», «Завіруха», «Зімовая дарога», «Зімой».
В работе с дошкольниками так же можно использовать стихи А. Дзяружынского «Васілек», «Крапіва», «Сняжынкі»; З. Бядули «Вясной»; Р. Барадулина «Коцікі», «Загадкі на градках»; П. Броўкі «Надыход восені», «Ляцяць і ляцяць сняжынкі»; А. Астрэйкі «Прызімкам»; І. Муравейкі «Адмарозіў лапкі», « Як лістапад снежнем зрабіўся»; Алесь Якімовіч «Звяры нашых лясоў» стихотворение носит познавательный характер: описываются звери, живущие в белорусском лесу, так же описаны враги некоторых зверей; З. Верас стихи «Чароўны край», «Сонейка гэе», рассказ «Чараўніца» о зиме; В. Вярба «»Дарагія бясконца мясціны», «Пралеска»; П. Глебкі «Наш лес», «Лось»; Л. Геніўш «Ластаўка», «Зіма», «Птушкі і Міхаська”; Л. Дайнекі «У вясновым лесе»; Пятра Прыходзькі «Ручай», «Лясны манцёр» и многие другие.
Так же в белорусской детской литературе есть много произведений природоведческого характера, которые можно использовать при ознакомлении детей с природой. Например, для знакомства детей с ласточками можно использовать отрывок из рассказа Я. Коласа “Ластаўкі”, который повествует о повадках ласточек, прилетевших весной.
Познакомить ребят с птицами можно с произведениями Цётки из цикла «Пералетныя птушкі».
Много поэтических произведений, которые знакомят ребят с миром животных, живой и не живой природы есть у Васіля Віткі: «Дожджык, дожджык, секані!» описывается весенний дождь, то, как он набирает силу, как освежает землю; «Бусел», «Жауна», «Ваверчына гора» знакомят ребят с миром лесных жителей.
П. Панчанка «Месяцы года» знакомит ребят с особенностями каждого месяца в природе, говорится о том, что каждый месяц с собой несет. «У магазіне» − описываются дары осени
Я. Брыль «Жыў-быў вожык» рассказывает маленькому читателю о повадках ежика. «Ветэрынар» − знакомит ребят с повадками козленка.
Я. Пархута «Птушыны інтернат» знакомит ребят с птицами, их нравах, умении оборудовать жилище.
У. Ягоўдзік «Жураўлі» описываются птицы, места их обитания, как обучают своих птенцов, отлет журавлей.
У.Галубок «Навальніца» описано, как начинается гроза, ее влияние на деревья, в рассказе одушевлены деревья.
Змітро Бяспалы «Дзе начуе адмірал?» дается полное описание бабочки, ее повадки, места ночлега.
Информация о ообразовании:
Анатомо – физиологические особенности детей от 0 до 2 лет
Младенческий возраст характеризуется целым рядом специфических черт, позволяющих рассматривать его в качестве существенно нового этапа развития человека. Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической програ ...
Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая
проблема
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, с ...
Сопровождение развития в образовании
В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как услов ...