О том, как на уроках мы проводим исследования, можно показать на примере изучения темы «Конкуренция».
Ученики класса делятся на 4 группы, им предлагается исследовать отраслевые рынки города Северодвинска. Все четыре группы должны представить отчет о проведенном исследовании с обоснованием своего заключения о структуре рынка данной продукции. Так, например, ученики доказывают, что рынок услуг такси в нашем городе представляет собой рынок монополистической конкуренции. В своем отчете они показывают, что число фирм, представляющих эти услуги достаточно велико, что услуги, предлагаемые этими фирмами, различаются качеством, ассортиментом, уровнем сервиса. Они анализируют, как различаются цены, определяют факторы формирования цены, доказывают, что цена зависит от спроса и предложения, но формируется не только рынком, но и зависит от самой фирмы. Кроме того, учащиеся анализируют насколько легко открыть предприятие в данной отрасли. То есть, проводя данное исследование, они проводят анализ по всем основным критериальным признакам рыночной структуры: количество предприятий в отрасли, тип продукта, условия вступления в отрасль, контроль фирмы над ценой. На следующем этапе все результаты исследований заслушиваются, учащиеся задают друг другу различные вопросы (в том числе и самые коварные), ребята спорят, выдвигают контраргументы. Докладчики же должны отстоять свою позицию. Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из различных публикаций, а также жизненным опытом старшего поколения, дети приходят к пониманию сущности конкурентных рынков. Знания, которые они добывают, становятся прочными и осмысленными. В 2006–2007 учебном году с разными классами были проведены исследования финансовых учреждений города Северодвинска, розничных торговых сетей города Северодвинска, рынка труда города Северодвинска и Архангельской области.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов, формирующих экономический образ мышления, можно выделить и проектирование. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Может быть также предложен проект Школьной компании. Реализация проекта должна быть возложена на учащихся, а моя задача состоит, как правило, в оказании содействия, в координировании всего процесса. Учащиеся познают радость творческой коллективной деятельности, которая способствует развитию их личности. И это главный результат. Реализация проекта «Школьная компания» предоставляет возможность применять на практике законы бизнеса и экономической теории, ее деятельность воспитывает чувство ответственности и развивает управленческие навыки, что позволяет рассматривать этот проект как одно из средств социализации личности.
Известно, что наилучший образовательный результат достигается при сочетании урочной и разнообразных видов внеурочной деятельности: проектной, научно-исследовательской работы, факультативной, индивидуальной. Они развивают мышление и способствуют овладению учащимися навыков саморазвития и самообучения.
Возможна игра «Фондовая биржа». Она моделирует работу фондовой биржи – покупаем и продаем ценные бумаги. Каждый класс, участвующий в игре, создает свою фирму, эмитирует акции и становится игроком на фондовой бирже. Одновременно идет денежная эмиссия со стороны банка, работает правоохранительная система.
Систематическая, индивидуальная работа с детьми во внеурочной деятельности позволяет достигать высоких результатов в олимпиадах разных уровней, конкурсах, научно-исследовательских конференциях. Ученики, как правило, предлагают свои рефераты, исследования, проекты по микро- и макроэкономике. Некоторые старшеклассники приглашаются на городские и областные научно-исследовательские конференции.
Предлагаемая модель экономического образования, методические разработки, использование современных технологий позволило получить достаточно высокие результаты. К концу 11 класса большинство учащихся уже сориентированы в отношении будущей профессии. Несомненно, это происходит и под влиянием родителей, но не последнее место здесь занимает и школа.
Основные выводы по работе следующие:
1. экономическая подготовка в школе, способствующая формированию целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ, включает в себя экономическое образование и экономическое воспитание. Основной целью экономического образования является раскрытие содержания экономических понятий, категорий и законов, передача школьникам и усвоение ими экономических знаний, умений и навыков, экономического мышления и способов деятельности. Экономическое образование должно сочетаться с экономическим воспитанием, важнейшей задачей которого является формирование на основе усвоенных экономических знаний нового, рационального отношения к труду и общественной собственности, разумных потребностей, рационально-экономических и духовных качеств личности, умений давать общественно значимую оценку тому или иному экономическому явлению. Тесно связанные между собой, экономическое образование и воспитание выстраивают «мостик» для перехода знаний в убеждения и поступки, обеспечивая единство в развитии и взаимном обогащении экономического мышления, практических навыков экономической деятельности и соответствующих качеств личности;
Информация о ообразовании:
Возрастные особенностей детей дошкольного возраста
Организм ребенка растет и развивается непрерывно. В дошкольный период происходит качественное и функциональное совершенствование головного мозга и систем организма. Рост детей на четвертом и пятом году жизни несколько замедляется по сравнению с ростом детей раннего возраста и прибавляется в среднем ...
Методики диагностики физического здоровья дошкольников
В работе использованы следующие методы исследования: 1. Анализ научно-методической литературы. 2. Педагогический эксперимент. 3. Тестирование. 4. Методы математической статистики. Анализ научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теорет ...
Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности
Корреляционный анализ структуры профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в ДОУ (по результатам экспертного опроса группы А) Корреляционный граф взаимосвязи блоков профессиональной компетентности (по результатам экспертных оценок группы А см. Приложение 2) Блоки профессиональ ...