Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Подробно о педагогике » Развитие образной памяти у детей старшего дошкольного возраста » Развитие образной памяти у детей дошкольного возраста

Страница 1

Вопрос о развитии памяти в онтогенезе породил в психологии большие споры. При всей кажущейся очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Ни по одной теме в психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

К.Д. Ушинский придал решающее значение в развитии наглядно – образной памяти ребенка практическому взаимодействию с деятельностью "столкновение с телами внешнего мира…, получении беспрерывного ряда ощущений, а вместе с тем опытов и приноровлений". Формирование ранних форм памяти у ребенка он связывал с активной анализирующей и синтезирующей деятельностью "чувствующих снарядов", с различием, сравнением, обобщением чувственного материала. В исследовании П,П.Блонского было установлено, что образная память возникает на втором году жизни и связана с речью с момента ее появления у ребенка. Блонский отмечает, что детский возраст – возраст очень ярких образов. Чем меньше ребенок, тем теснее вербальная память сотрудничает с образной. А.Н. Леонтьев также считает, что образная память связана с речью с момента ее появления у ребенка. Образная и логическая память, с его точки зрения, составляют две основные ступени в развитии памяти человека. Он утверждал, что образная память является генетической основой логической памяти.

В ряде исследователей образная память детей дошкольного возраста изучалась в сравнении со словесной (З.М.Истомина, А.Г. Литвак ). В работах установлено, что в дошкольном возрасте развиваются оба вида памяти: образная и словесно-логическая. Авторы отмечают темп развития образной памяти. Однако абсолютная продуктивность образной памяти на всех возрастных этапах превышает продуктивность словесной памяти. Во всех возрастных группах дошкольного возраста лучше запоминался наглядный материал по сравнению со словесным. Отмечалось усиление регулирующей роли слова а процессе запоминания образного материала. В исследовании З.М.Истоминой подчеркивается, что для того, чтобы речь выступала как средство произвольного управления образами, для этого необходимо, чтобы между образами предметов и их словесными обозначениями складывались двухсторонние связи. В исследованиях А.Н. Леонтьева изучалось взаимодействие образа и слова при непосредственном переводе образного содержания в вербальное и вербального в образное в условиях межъязыкового перевода у детей дошкольного возраста. Было выявлено, что перевод вербального содержания в образное определяется уровнем сформированности представлений, а перевод образного содержания в вербальное определяется особенностями словесных обозначений.

В ряде работ, выполненных под руководством З.М.Истоминой, изучались закономерности развития памяти у детей, пути ее совершенствования. В некоторых из них выявлены некоторые особенности запоминания образного материала у детей дошкольного возраста.

Образная память, по утверждению С.Л.Рубинштейна, - это память на представления. Особенности представлений у детей-дошкольников изучались Л.С.Выготским, были выявлены их особенности в детском возрасте: фрагментарность, неустойчивость, непроизвольность. Показано, что детские представления непосредственно подготавливают переход к мышлению в понятиях (Л.С.Выготский). Развитие представлений у детей идет по пути увеличения в них элемента обобщения. Представления с возрастом совершенствуются по линии отражения отдельных признаков предметов, происходит подчеркивание особенностей объекта в представлении. Отмечается, что для формирования и воспроизведения представления необходимы практические действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Способы организации духовно-нравственного мира в различных эпохах композиторов
духовный музыка школьник нравственный В рамках общеобразовательной школы одним из средств, способствующих формированию и развитию у учащихся качеств духовно-нравственного порядка, является музыкальное искусство, поскольку оно отражает мир целостно, в единстве истины, добра и красоты, и направлено н ...

Классификации клинических форм дизартрии
По степени выраженности: анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность стертая дизартрия - все си ...

Проект образовательного модуля «Топ менеджеры будущего: современное управление»
Образовательный модуль «Топ менеджеры будущего: современное управление» проектируется как четвертый, итоговый модуль, назначение которого ориентация и понимание управленческой деятельности, совершение пробных управленческих действий и самоопределение школьников в отношении оргуправленческой деятель ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru