4. Организация производительного труда учащихся во внеурочное время.
5. Подготовка учащихся к управленческой деятельности.
6. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум.
7. Проведение деловых игр, как на уроках, так и во внеурочное время.
8. Профессиональная ориентация учащихся школ.
9. Подготовка к адаптации во время изучения основ наук. Рассмотрим содержание деятельности педагогических коллективов школ по этим направлениям.
В связи с возникновением в нашей стране особой социально-экономической ситуации, переходом к рыночной экономике, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего изменённым условиям жизни.
Ориентация молодёжи на активную позицию к труду в системе рыночных отношений – задача наиболее трудная, поскольку большинству населения, в том числе и молодёжи, присущи уравнительно-коллективистские, антирыночные социально-психологические установки, которые формировались долгие годы. В условиях рынка найдут себя люди предприимчивые, деловые, трудолюбивые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения.
Одним из существенных вопросов экономической подготовки учащихся является формирование экономического мышления. Экономическое мышление – это процесс отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности.
Говоря о структуре экономического мышления Л.С. Бляхман, выделяет три составляющие: познание экономической действительности; усвоение обобщённой информации о явлениях, категориях и законах общественного производства; претворение мыслей в действия, реализация мышления в экономическом поведении.
А.П. Сидельковский считает, что экономическое мышление школьников, как и их сознание, развивается в разнообразной трудовой и учебной деятельности. Оно опирается на умения, получаемые в ходе учебной деятельности.
Участие в реальных, а не искусственных ситуациях трудовой и иной деятельности создаёт условия для реального проявления смекалки, деловитости, расчётливости, оперативности – тех качеств, которые представляют основу для экономического мышления. Экономическое сознание молодёжи складывается из средств массовой информации, представлений о западном рынке и реалий сегодняшней экономической действительности.
Важными условиями для формирования экономического мышления, на наш взгляд, являются система экономических знаний, знание рыночных законов, умение применить их в практической деятельности, информативность, юридическая подготовка.
В связи с переходом страны к рыночным отношениям, возрастает роль экономического воспитания учащейся молодежи. Для воспитания человека, способного сориентироваться в условиях рынка, необходимы усилия педагогов в экономических, социальных, нравственных вопросах. Ввиду отсутствия в настоящее время в большинстве школ предмета, дающего экономические знания, некоторые сведения по этому вопросу учащиеся получают в процессе трудового обучения.
Для формирования основных технико-экономических навыков, учащимся прежде всего надо научиться ценить время, рационально использовать инструменты и материалы, умело организовывать свою деятельность, рабочее место, применять передовые приёмы и методы труда, быстро и грамотно читать техническую документацию.
В связи с развитием рыночной экономики и всё большим интересом к экономике вообще, некоторые исследователи рассматривают как обязательный компонент воспитания школьников экономическое образование.
Вопросы экономического образования и экономического воспитания в качестве самостоятельных направлений работы стали разрабатываться в 60-е годы ХХ столетия. При этом вопрос ставился не об экономическом воспитании школьников, а об экономической подготовке всех трудящихся (Л.Н. Пономарёв, Л.Е. Эпштейн). Поэтому проблемы экономического воспитания получили освещение прежде всего в научно-популярной литературе по экономике, обращённой к широкой молодёжной аудитории (А.М. Бирман, В.П. Гранев, В.П. Локтев, А.П. Пономарёв, и др.).
Информация о ообразовании:
Вероятностное образование
В противоположность традиционному учебному процессу, где абсолютным законом является так называемая школьная программа, которая составлена заранее и которую требуется «проходить», жестко планируя и расписывая наперед учебное время, вероятностное образование отказывается от самой идеи учебного плана ...
Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и
послевузовского профессионального образования России
Модернизация российской системы образования, провозглашённая в 2000 году, до сих пор вызывает ожесточённые споры. При этом вопросы содержания образования как бы отошли на второй план, а проблемы организационно-экономического реформирования продолжают оставаться крайне актуальными. По мнению Филиппо ...
Система развития внимания у дошкольников с ОНР
По итогам проведенного эксперимента с изучением продуктивности, устойчивости, переключаемости и объема внимания у дошкольников с ОНР наблюдается устойчивый низкий показатель. При рассмотрении результата теста "Запомни и расставь точки", определяющим объем внимания, у 75% дошкольников (Мар ...