Исходя из выше сказанного, при оценке комплексности экономического мышления необходимо учитывать общее соотношение пассивно отображающих и активно порождающих операций в процессе решения операциональную отдаленность целей от условий задачи.
В экономическом мышлении существенным является учет временной отдаленности решений и их последствий – перспективность. Временная ограниченность отрицательно сказывается на процессе экономического мышления, сужая его рамки, обедняя аспектами, приводя к ошибкам. Перспективность проявляется в овладении умением построения, проецирования причинно-следственных связей. Показателем сформированности перспективности экономического мышления можно считать умение формулировать причинно-следственные связи, вскрывающие возможные модификации экономических объектов и явлений в ближайшей, промежуточной и отдаленной перспективе.
Интегративность экономического мышления отражает разнообразие специфических объектов, вовлеченных в умственные действия. Развитие экономического мышления определяется не только степенью овладения операциональной его стороной, конкретными умственными действиями, но и тем, какие объекты вовлечены в эти действия. Эти специфические объекты и составляют содержание мышления. Общепризнанно, что историческое развитие мышления детерминирует обновление и обогащение понятийного аппарата знаний. Кроме того, изменяется и иерархия имеющихся понятий: второстепенные приобретают значение первостепенных и наоборот. Новые понятия в процессе мыслительной деятельности вступают в определенные связи и зависимости. В результате подобного связеобразования возникают новые умозаключения. Таким образом новые объекты посредством связеобразования с уже имеющимися детерминируют изменения в операциональном аспекте мышления.
Известно, что овладение экономическими знаниями, мыслительными действиями и операциями вносит весомый вклад в развитие экономической деятельности. Эта связь опосредована мотивационным аспектом экономического мышления. Исходя из этого в качестве интегрального критерия развития экономического мышления можно рассматривать особенности мотивационной сферы.
Таким образом, в условиях организованного обучения экономическое мышление должно развиваться, с одной стороны, как трансформация усваиваемых знаний в субъективные смыслы, изменяя ранее существовавшие мотивы, установки, сформированные на основе эмпирических представлений и житейского опыта; с другой стороны, как осмысление этого опыта в контексте усваиваемых знаний. Это обеспечит развитие критериальных характеристик экономического мышления: альтернативности, перспективности, комплексности, интегративности.
В педагогической теории и практике эти понятия имеют фундаментальное значение. Вопросы сущности и формирования знаний, умений и навыков рассматриваются в литературе по психологии, дидактике, частным методикам, в руководстве по практическому обучению учащихся.
Часть знаний, умений и навыков формируется в школе с помощью известных методов воспитания: умственного, физического, нравственного, правового, трудового, эстетического. К ним добавляется экономическое образование, воспитание, которое приобретает статус стандарта образования.
В основу модели положены, получаемые в школе во время обучения базовые знания, включаемые в себя: теоретические знания, практические умения и навыки, социальные качества. Чтобы выпускник школы мог сформировать необходимые, на наш взгляд, качества адаптированного человека в условиях рыночной экономики, в деятельности школы выделяется девять направлений работы педагогического коллектива, которые составляют структуру направлений по подготовке учащихся школ к труду в условиях рыночной экономики. Это:
1. Формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду.
2. Экономическое образование и воспитание учащихся.
3. Повышение качества обучения в образовательных учреждениях как на уроках общеобразовательного цикла, так и уроках технологии.
Информация о ообразовании:
Каковы организация и содержание коррекционно-педагогической
работы с детьми с ДЦП в специальных детских садах
С 3 лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности, могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные ...
Анализ фронтального логопедического занятия, проведенного учителем – логопедом
на логопункте СОШ №2
Занятие проводилось в классе на логопункте СОШ №2. Тема урока: «Дифференциация предлогов и приставок». Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей. Используемый материал доступен для детей. Цели занятия поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно ...
Роль фонематического восприятия и значимость речевых кинестезий в
формировании письменной речи
А.Н. Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия . Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфоло ...