Критериальные и уровневые характеристики развития экономического мышления школьников

Подробно о педагогике » Экономическое мышление школьников » Критериальные и уровневые характеристики развития экономического мышления школьников

Страница 2

Очевидно, что в определении экономического мышления и его специфики присутствуют две основные тенденции: с одной стороны, оно рассматривается как отражение в понятиях и суждениях опыта экономических отношений, с другой же, – как процесса реализации экономических законов, категорий, понятий на практике. По нашему мнению, неопределенность в формулировке состоит в невыявленности функциональной связи между эмпирическим и теоретическим экономическим мышлением, которые рассматриваются как явления одного порядка, но разного уровня развития.

Теоретическое экономическое мышление рассматривает эмпирическое в качестве объекта исследования в структуре массового экономического сознания. Это детерминирует специфику механизмов и стратегий экономического мышления, которая проявляется в его интегрированности с психологическим мышлением.

Указанные выводы свидетельствуют о появлении нового направления в исследовании экономического мышления. Более того, как подчеркивает ряд авторов (Васильева И.И., Хейне П. и др.), экономическое мышление включено в любую деятельность, являясь ее внутренним механизмом, основанием целесообразности предпринимаемых действий. Подход к экономике как составному элементу деятельности позволяет интегрировать экономическое и психологическое мышление. И.И. Васильева обращает внимание на то, что задачи, возникающие перед субъектом, разрешаются им по собственной логике, субъективным критериям рациональности и внутренней «экономике».

Выделяют классическую и постклассическую парадигмы экономического мышления. Классическая парадигма отличается центрацией на товаре и его атрибутивных свойствах. При этом человек как один из второстепенных элементов экономической системы приравнивается к товару по параметру рабочей силы. Т.е. в центре внимания экономического анализа находятся товарные, а не психологические свойства и характеристики всех элементов экономической системы в том числе и субъектов рынка, т.е. людей. Согласно постклассической парадигме экономического мышления системообразующим, центральным звеном является человек с присущими ему потребностями, интересами, ценностями. При этом мерой всех составных элементов системы (товара, капитала, собственности, труда) становится мера удовлетворения потребностей человека, реализации его творческого потенциала, смысла жизни, обеспечения его экономической и личной свободы.

Идеи критериального подхода были разработаны К.М. Гуревичем, который отмечал, необходимость использовать социально-психологический норматив (СПН). Содержание СПН составляет система требований, которую общество предъявляет к человеку. Таким образом, уровень умственного развития определяется по степени близости конкретного вида мышления социально-психологическому нормативу.

Инструментом для определения этой степени близости являются психологические критерии развития мышления конкретного вида. В итоге, на основе анализа различных подходов в изучении экономического мышления, анализа экспертных решений, были сформулированы следующие критерии развития экономического мышления (использованные нами для диагностики на допрофессиональном уровне у учащихся профилированных экономических классов): альтернативность, комплексность, перспективность, интегративность.

Экономическое мышление, направленное на решение реальных экономических задач, является альтернативным., т.е. предполагающим нахождение ряда возможных вариантов решений с последующей оценкой их экономической эффективности. Основой для формирования альтернативности экономического мышления служит его недизъюнктивность. Показателем в этой связи будет являться недизъюнктивный анализ задачной ситуации с последующим выделением вариантов решения (выдвижением гипотез).

Комплексность экономического мышления проявляется в масштабе охвата зависимых переменных. Бесспорно, что все явления экономической реальности взаимозависимы. Отгородиться от этой взаимозависимости невозможно. Зрелость экономического мышления, по этой причине, проявляется в умении вскрыть и проследить эти зависимости. Чем больший круг аспектов экономической проблемы видит и может охватить сразу решающий, чем различнее эти аспекты, тем лучше. Это утверждение, касающееся мышления вообще, особенно актуально для экономического. Односторонность материала мысли, бедность аспектами является отрицательной характеристикой. Известно, что акт решения предполагает раскрытие связей элементов ситуации, в качестве которых выступают понятия, представления, образы внешней среды, итоги самой мыслительной деятельности. В качестве действия, отражающего комплексность экономического мышления, можно считать процесс связеобразования. Выделяется два типа связеобразования: пассивно отображающие отношения и активно порождающие операции. Отличие их друг от друга заключается в том, что результатом активного связеобразования могут выступать новые элементы и изменения имеющихся элементов в пространстве проблемной ситуации, изменение их временных характеристик, включение элементов в некоторые классы. Условием для подобных процессов связеобразования является активность субъекта во внутренней среде задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных услов ...

Темы, затрагиваемые в притчах
евангельский притча духовное воспитание Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал рассказы из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч. Хотя притчи были известны еще в ветхозаветны ...

Проведение практической работы, заключающейся в использовании музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально сенсорных способностей у детей и особенно на развитие чувства ритма
Работа велась на базе ГУО «Ясли-сад» № 46 г. Барановичи с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей. Музыкальные занятия проходили в музыкальном зале, оснащенном необходимым оборудованием, позволяющем проводить музыкально-дидактические игры на раз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru