Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы. Мотивы детерминируют поведение и деятельность, побуждают человека к тому или иному виду активностью. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения и другое. Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение просоциальных мотивов, в том числе - мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у личности внутренних патриотических убеждений.
В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение - это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.
Исходя из вышесказанного, в структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный когнитивно – содержательный и мыслительно - операцональный элементы, мотивационный нравственно – нормативные, эмоционально - отношенческие и социально - личностные мотивы, эмоциональный - система позитивных и негативных эмоций, с вязанных с отношением личности к своей Родине, аксиологический - ценность Родины и ценность патриотизма, поведенческий - волевой, деятельностный и потенциальный компоненты.
Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотическою сознания школьников:
- нулевой (практически не сформирован), либо сформирован на низком уровне,
- умозрительный - сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о патриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека,
- формально поведенческий, либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих - то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения – знания, ценности, эмоции не осознаются личностью в полной мере),
- убежденческий - патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер.
Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.
Патриотическое воспитание традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно – политического, нравственного, гражданского воспитания. При этом, в каждом из направлений присутствуют все остальные, и ценности общества, практические виды учебно - познавательной, творческой, общественно - полезной и т.д. деятельности, в процессе которых осуществляется патриотическое воспитание школьников.
В соответствии со структурой патриотического сознания и содержанием нравственного и гражданского воспитания в формировании патриотического сознания можно выделить следующие направления: содержательные интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий и объектные - работа с учащимися, работа с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации. Работа с семьей в контакте патриотического воспитания учащихся включает изучение семейных отношений и уровня жизни, координацию воспитательной работы семьи и школы, привлечение семьи к организованной пропатриотической деятельности школьников. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на школьников, а, с другой, привлекать позитивные СМИ к сотрудничеству. В работе с внешкольными организациями следует уделять внимание привлечению школьников к деятельности пропатриотических организаций и привлечению самих организаций к решению задач патриотического воспитания.
Информация о ообразовании:
Цели и задачи физического воспитания детей
дошкольного возраста
Во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении, в том числе в области физического воспитания педагогу принадлежит первостепенная роль. Именно под его влиянием, благодаря его вдохновению и знаниям в области физической культуры у детей формируется интерес к физическим упражнениям. Образ ...
Основные пути развития социальной компетентности школьников
Теоретическое исследование развития такого социально-педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш взгляд, обойтись без рассмотрения сущности понятий «компетентность» и «компетенция», и, прежде всего, без определения роли компетентностного подхода в современном образован ...
А.С. Макаренко — педагог-новатор
конфуций макаренко пирогов педагогический образование Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился в г. Белополье, бывш. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. В 1914 году Макаренко, имея уже 10-летний стаж народного учителя, поступил для продолжения образ ...