Отношения, установки, ценностные ориентации личности являются регуляторами поведения и могут выступать как мотивы. Мотивы детерминируют поведение и деятельность, побуждают человека к тому или иному виду активностью. В качестве таких побуждений выступают потребности, интересы, убеждения и другое. Человека как зрелую личность характеризует наличие духовных потребностей, которые детерминируют возникновение просоциальных мотивов, в том числе - мотивов патриотического поведения. Кроме того, действенный патриотизм реализуется человеком только при наличии у личности внутренних патриотических убеждений.
В полной мере о сформированности патриотических мотивов, взглядов, установок и убеждений возможно судить только в условиях патриотической деятельности, на основе фактов сознательного и добровольного патриотического поведения. Патриотическое поведение - это сознательная, целеустремленная деятельность человека или общества, направленная на объекты, процессы и явления Родины, с целью принести благо, пользу своему народу, своей стране. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания.
Исходя из вышесказанного, в структуре патриотического сознания мы выделяем следующие компоненты: интеллектуальный когнитивно – содержательный и мыслительно - операцональный элементы, мотивационный нравственно – нормативные, эмоционально - отношенческие и социально - личностные мотивы, эмоциональный - система позитивных и негативных эмоций, с вязанных с отношением личности к своей Родине, аксиологический - ценность Родины и ценность патриотизма, поведенческий - волевой, деятельностный и потенциальный компоненты.
Можно выделить четыре критериальных уровня сформированности патриотическою сознания школьников:
- нулевой (практически не сформирован), либо сформирован на низком уровне,
- умозрительный - сформированы необходимые знания, в том числе, о нормах патриотического поведения, представления о патриотических личностных качествах, но не наблюдается патриотического поведения, патриотические мотивы не обусловливают поведение человека,
- формально поведенческий, либо неосознанный (патриотические поступки совершаются из желания соответствовать ожиданиям окружающих - то есть внешняя деятельность, поведение и обусловливающая их мотивация не соответствуют друг другу; либо адекватные мотивы патриотического поведения – знания, ценности, эмоции не осознаются личностью в полной мере),
- убежденческий - патриотическое поведение и деятельность основаны на пропатриотических мотивах, пропатриотические знания носят системный характер.
Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Психологические особенности данного процесса определяют выбор форм и методов педагогической деятельности.
Патриотическое воспитание традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно – политического, нравственного, гражданского воспитания. При этом, в каждом из направлений присутствуют все остальные, и ценности общества, практические виды учебно - познавательной, творческой, общественно - полезной и т.д. деятельности, в процессе которых осуществляется патриотическое воспитание школьников.
В соответствии со структурой патриотического сознания и содержанием нравственного и гражданского воспитания в формировании патриотического сознания можно выделить следующие направления: содержательные интеллектуальное, мотивационное, аксиологическое, эмоциональное и поведенческое направления педагогических воздействий и объектные - работа с учащимися, работа с семьей, взаимодействие с детскими и молодежными общественными организациями, взаимодействие со средствами массовой информации. Работа с семьей в контакте патриотического воспитания учащихся включает изучение семейных отношений и уровня жизни, координацию воспитательной работы семьи и школы, привлечение семьи к организованной пропатриотической деятельности школьников. При взаимодействии со средствами массовой информации необходимо, с одной стороны, препятствовать негативному воздействию СМИ на школьников, а, с другой, привлекать позитивные СМИ к сотрудничеству. В работе с внешкольными организациями следует уделять внимание привлечению школьников к деятельности пропатриотических организаций и привлечению самих организаций к решению задач патриотического воспитания.
Информация о ообразовании:
Методические особенности проведения
Определяющее значение для всего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, что методика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет свои особенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлении рабочего плана. Однако есть и некоторые общие п ...
Принципы моделирования профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в дошкольном учреждении
Как отмечают И.А. Зимняя, профессиональная компетентность учителя-предметника имеет принципиальную структуру. Мы приводили модульное представление профессиональной компетентности учителя по А.К.Марковой (см. таблицу 2, стр.26). Оно содержит характеристики личности специалиста, профессиональной хара ...
Описание существующего опыта работы по билингвальным программам в школах
России
Познакомимся с опытом преподавателя иностранного языка В.В. Коротенковой. В школе-комплексе иностранного языка (немецкого, французского, латинского) ведется с 1992 г. В настоящее время обучение второму иностранному языку начинается: - в восьмом гуманитарном классе и продолжается в течение четырех л ...