Позитивное влияние игры на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено ее особыми свойствами (инсценирование движений, характерных для эмоционального состояния героя, воображаемая ситуация и др.). Организуя такие игры - их назвали эмоционально-экспрессивными, - педагог должен учитывать:
• специфику моторного профиля каждой эмоции. В этом случае в контекст игры включается содержание, провоцирующее детей на демонстрацию эмоционального состояния - радости, грусти, страха, удивления и т.д.;
• последовательность в усложнении игр, способов их организации, т.е. разыгрываются игры, предполагающие повторение действий по образцу; включающие в себя завершение действий, начатых взрослым; провоцирующие к самостоятельным импровизациям как с предметами (реальными и воображаемыми), так и без предметов;
• последовательность введения составляющих экспрессивной стороны эмоций, начиная с компонентов, наиболее подвластных управлению и самоконтролю, - жеста, мимики. Затем включать содержание, побуждающее к выразительности речевой интонации, телодвижений, поз.
Эмпатия как процесс включает в себя четыре компонента: 1) сопереживание - в его основе лежит механизм идентификации (переживание эмоционального состояния другого как собственного) и эмоционального заражения (эмоциональное взаимовлияние); 2) сочувствие - ослабление или полное исчезновение идентификации и включение когнитивных компонентов (установление причинно-следственных связей, понимание позиции объекта, эмпатии, что связано с уровнем развития ценностных ориентации, морального сознания и т.д.); 3) импульс к содействию или внутреннее содействие, желание оказать помощь, поддержку; 4) реальное содействие, оказание помощи. Изучение эмпатийной цепочки приводит к заключению: результативность разрешения эмпатогенных ситуаций зависит от того, овладел ли ребенок механизмом идентификации, умением понимать позиции объекта эмпатии, выражать сочувствие и др. Отсюда: развитие эмпатии - это многоэтапный процесс. Он включает в себя расширение представлений об эмоциональном состоянии, адекватных и неадекватных способах выражения эмоций в ситуациях «Я и другие»; умения выражать сострадание другому конкретными действиями.
В качестве основных методов выделим «игровую драматизацию» (идентификация в рамках исполняемой роли, импровизации), «создание ситуаций морального выбора», побуждающих проектировать поведение, оценивающее воздействие (способствует осознанию смысла реального действия, развитию эмпатийной чувствительности, закреплению проявления эмоциональной отзывчивости).
Развитие представлений об эмоциях - это прежде всего выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена на:
• осознание детьми факта возникновения эмоций;
•понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);
•осмысление внешних признаков выражения эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;
•расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;
Педагогическая работа в плане развития эмоциональной лексики может осуществляться как путем ее обогащения словами, словосочетаниями, обозначающими различные эмоции, оттенки настроений, т.е. собственно-эмоционально, так и в единстве с развитием эмоциональной экспрессии, представлений об эмоциях, поскольку их невозможно формировать не называя. Вторая сторона содержания эмоционального компонента - опосредованно-эмоциональная - направлена на становление и всемерное обогащение отношения детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом. Условия, которые будут успешно способствовать ее реализации, - это:
Информация о ообразовании:
Метод разъяснения ценностей
Традиционная система религиозного и этического воспитания делала ставку на заучивание отрывков из Библии, заповедей и правил общежития. Такой подход направлен на формирование того, что можно назвать добродетелями, — честность, добросовестность, самообладание, дружелюбие. Еще Аристотель составлял по ...
Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации
Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оце ...
Технологии и методики, используемые в опыте
Над программой информатизации школьного процесса средняя школа №7 г.Павлово Нижегородской области работает с 2001 года. Уроки информатики проводятся начиная с первого класса. После занятий с программой «Мир информатики» фирмы Кирилл и Мефодий, Роботландия и др. ученики начальной школы свободно рабо ...