В работе с учащимися выделяются следующие направления: создание ученического коллектива, учебная – урочная, внеучебная - внеурочная и внеклассная работа. К урочным формам патриотического воспитания относится информационно - массовая работа, в первую очередь, программные уроки. Среди внеурочных форм ведущее значение, наряду с информационно – массовыми, имеют действенно - практические формы: факультативы, классные часы, патриотические кружки, выпуск стенгазеты, беседы, диспут, круглый стол, викторины и конкурсы, агитбригада и индивидуальная работа в виде бесед, поручений. Внеклассная работа строится, преимущественно, на основе сенектических форм, таких как экскурсии, поисковая и краеведческая работа, сотрудничество с общественными объединениями, шефская работа - выступления агитбригады, концерты, тимуровская работа. Основными средствами воспитания выступают: информация, ее носители – литература, СМИ, педагоги, родители, эмоции педагога, общение и деятельность.
С целью формирования структурных компонентов патриотического сознания следует комплексно использовать традиционные методы и приемы воспитания, наполнив их адекватным содержанием. Так, для развития мотивационного компонента следует использовать следующие методы: метод создания неопределенных ситуаций, метод ориентирующих ситуаций, организация социально и личностно значимой деятельности школьников, метод эмоционального переноса и др. Среди методологических условий развития интеллектуального компонента можно выделить следующие: обоснование личностной и социальной значимости осваиваемых пропатриотических знаний, деятельностный подход к процессу обучения, создание благоприятной психологической атмосферы, гуманистически направленного общения между учащимися, забота педагога о личности учащихся, интересе к их проблемам.
Эмоциональное развитие школьников должно осуществляться в процессе так называемого душевного труда, важнейшими условиями осуществления которого учащимися являются создание благоприятной эмоциональной обстановки - свобода и добровольность, эмоциональная отзывчивость и наличие положительной эмоциональной оценки, эмоционального отклика со сторон окружающих на его проявления. В данном контексте будет эффективным использование педагогом методов эмоционального заражения и эмоционального воздействия, а также использование яркого фактического материала и эмоционально - интеллектуальная насыщенность мероприятий, занятий.
Освоению школьниками патриотических ценностей способствует воспитание на патриотических традициях российского народа, включающее разъяснение, обсуждение этих традиций на исторических и современных примерах жизни нашего общества.
Для развития поведенческого компонента патриотического сознания необходима организация деятельности, в которой учащиеся могут приобрести положительный опыт взаимодействия с различными объектами и явлениями Родины, которой могут реализоваться патриотические ценности. Это общественно полезная деятельность - обустройство территории школы, микрорайона, города; шефская помощь и природоохранная, краеведческая, поисковая работа, и вовлечение школьников в художественно - творческую деятельность – агитбригады, конкурсы народного искусства, конкурсы патриотической песни, театральные постановки патриотической направленности и др.
При формировании патриотического сознания учащихся следует опираться на следующие принципы: комплексного воздействия на все структурные компоненты патриотического сознания школьников; системности, преемственности и непрерывности патриотического воспитания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности патриотического воспитания; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.
Информация о ообразовании:
Психолого-педагогические основы дифференцированного подхода
В основе дифференцированного обучения лежит учет психологических особенностей учащихся, а именно таких, которые влияют на их учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Это такие особенности как память, внимание, воображение, мышление, способности. Таких особенностей очень много, п ...
Диалогичность общения взрослого и ребенка
В педагогике накоплен огромный потенциал исследования процессов обучения и воспитания, разработки целого ряда дидактических систем. Однако следует отметить явное отставание педагогической науки от требований проблем выживания, экологии сознания человека, формирования установок и готовности личности ...
Организация предпрофильного
обучения как особенности агрошколы
«Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образо ...