Блестяща мысль начинать коллективное музицирование, которое само по себе является актом коммуникации, с подобных игр потому и обретает своих горячих сторонников на практике, что это ощущение завораживает, включает в игровое общение не только детей, но и взрослых. Подобная атмосфера желанна на любом уроке, но на уроке музыки просто бесценна. Именно она позволяет осуществить идею урока, главную содержательную суть которого составляет "активная творческая деятельность детей". Главным здесь является не создание музыкальных шедевров для слушателей, а сам творческий процесс, необходимый детям, возможность их самовыражения. Творчество детей в Орф-уроке понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. Двигательные, интонационно-речевые импровизации и различные комбинации из одних позволяют практически решить один из "вечных" вопросов нашей музыкальной педагогики - обучение и воспитание через творчество. Использование простейших движений в танцах и играх, несложных остинантных аккомпанементов в инструментальных сопровождениях к пению позволяет свести до минимума этапы разучивания и организовать урок как учебно-занимательное музицирование - пение и танцы с инструментами и с удовольствием.
Подходы Орфа к музыкальному воспитанию не только всесторонне учитывают возможности аленьких детей, но и ставят во главу угла глубокое уважение личности ребенка.
В программе "Гармония", "Синтез" коллектива авторов под руководством К.В. Тарасовой, опирающихся на учение К. Орфа главной задачей является воспитание у детей навыков творческого ансамблевого музицирования, воображения, умения проявить индивидуальность, способность к самовыражению как основной фундаментальной идеи К. Орфа.
Осуществить эти задачи оказалось возможным на основе комплексного развития музыкальности у дошкольников: эффективного развития метроритмического чувства, речедвигательной координации, тембрового, интонационно-речевого и ладового слуха, чуткости, реактивности, импровизационности, а также воспитания навыков ансамблевой игры. Это формирует у детей желание и потребность активно общаться с музыкой, музицировать. Обработки для детского оркестра легки в разучивании, занимательны, интересны. Они дают простор для дальнейшей самостоятельной фантазии, сотворчества педагога с детьми.
Особое, очень важное внимание в концепции К. Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом "звучащих жестов" (термин Г. Кеетман). Звучащие жесты - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была "заимствована" Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.
Чрезвычайно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанементы, но и целые позиции, построенные по всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров - их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, так как ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью. Пожалуй, звучащие жесты, как форма темброво-ритмической работы не имеет аналогов в нашей педагогической практике по доступности и своим творческим возможностям, особенно в сочетании с речью и движением.
Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно. Самое первое представление о выразительности различных тембров они получат если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например "Теремок". Нужно выложить шумовые инструменты и начать рассказывать сказку. Предложить детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто такую партию будет играть. Можно сделать список "действующих персонажей", например:
Теремок - ложки (лож.)
Тук-тук - деревянная коробочка или два кубика (кор.)
Мышка - треугольник (тр-к)
Лягушка - бубен (буб.)
Зайка - ксилофон, свободная, спонтанная игра (коф.)
Волк - кастаньеты на ручке (каст.)
Медведь - барабан (бар.)
Теремок развалился - тутти (знак игры всех инструментов).
Нет необходимости говорить о том, что озвученную таким образом сказку можно инсценировать, а проведенный выше вариант озвучивания - только один из многих возможных.
Информация о ообразовании:
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой
моторики детей
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мел ...
Система упражнений по билингвальным программам
К моменту ввода второго языка учащийся имеет прочные знания, как лексики, так и грамматики английского языка. При отработке навыков перевода, в процессе поиска соответствующего эквивалента расширяется диапазон лексических средств, как в русском, так и в немецком языках, повышается, в конечном счете ...
Этапы получения высшего образования в Российской Федерации
Государственное высшее образование в России согласно Закону об образовании проводит обучение будущих специалистов по различным формам. Это очная, вечерняя, заочная формы и экстернат. Рассмотрим все этапы, которые необходимо пройти, чтобы получить государственное высшее образование в России. На перв ...