Рассказывая сказку, дети пропускают слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий инструмент: "Стоит в поле… (ложки), он не низок, не высок. Бежала мимо… (тр-к)" и т.д.
В конце концов слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет не простое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.
Можно начать придумывать графическое изображение - обозначение для различных инструментов и затем составлять простейшие тембровые партитуры, в которых фиксируется последовательность игры инструментов, а также могут моделироваться динамика и фактура в самом общем виде.
Эти партитуры предполагают озвучивание графической записи в самых разнообразных вариантах. Здесь не может быть "правильно" и "неправильно". Дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их. Это может быть интересным домашним заданием. Зарисованные графическим способом тембровые партитуры озвучиваются на занятии сначала другими детьми, затем самим автором.
Спонтанные игры с инструментами можно проводить с дирижером. Дети берут инструменты, распределяются по группам (тембрам) и становятся или садятся вокруг дирижера, который показывает какой группе играть. Игра может проходить как чередование ровной, метричной игры на инструментах и спонтанной, аметричной, громкой и тихой.
Одной из интересных форм творческой работы с инструментами может стать одновременное, спонтанное сопровождение исполняемой на фортепиано яркой, образной музыки подходящими по звуку инструментами. Произведение вначале один раз прослушивается, затем детям предлагают импровизировать аккомпанемент, подчеркнув, что он должен "украсить музыку", а не заглушать ее. Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов, огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный "инструментальный" словарь ребенка. Эти звуки также с легкостью используются детьми в озвучивании сказок и стихов, и в качестве аккомпанемента к движениям (ш, ф, х, у, фук, синти-бринти, цынцы-брынцы, бим-бом, дили-дон, ани-бани-тарабани и т.д.).
В пятитомном учебном пособии "Шульверк" (в переводе это название означает школа действия, школа творения, т.е. нацеливает на активное действие, сотворчество).К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в "Шульверке". Ритмические и мелодические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом - его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением, характером звучания (светлым, гулким, вязким и т.д.). Музыка "Шульверка" опирается на народные мотивы, широко представлены поговорки, пословицы, дразнилки, считалки.
К. Орф считает наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.
Впервые же объединил эти виды деятельности, присоединив к ним удары, хлопки, притопы Жак-Далькроз в своей теории эвритмики.
Таким образом, системы Жак-Далькроза и К. Орфа построены на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах).
В Японии распространен метод Судзуки, построенный на признании ведущей роли исполнительства, а именно игры на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте начинается с трех лет.
Инициатором обучения детей игре на детских музыкальных инструментах уже в 20-е годы в России стал известный музыкальный деятель и педагог Н.А. Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Н.А. Метлов провел большую. работу по создании. и совершенствованию конструкции детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона.
Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения и на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А. Метлов дает подробные методические рекомендации по использованию, настройке инструментов, последовательности обучения детей игре на детских музыкальных инструментах, описание приемов игры на каждом из них, приводит примеры готовых инструментовок для детского оркестра. Например:
"Во саду ли, в огороде"
Информация о ообразовании:
Новые подходы в сфере
управления: управление социальными изменениями
В последнее время в обсуждение управленческой деятельности стало включать в себя обсуждения «политической деятельности» как особой сферы, в которой формируются условия и задаются границы и рамки для управленческой деятельности. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, политика является механизмом запуска и р ...
Средства профессиональной подготовки будущего
учителя физкультуры
В последние десятилетия с целью овладения определенными умениями-навыками в различных сферах деятельности людей чаще стали применяться деловые игры (ДИ) и их модификации, использование которых в высшей школе становится эффективным средством подготовки специалистов. Здесь мы проведем некоторые парал ...
Возрастные особенности детей раннего возраста и особенности их адаптации
Ранний возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оце ...