Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования

Подробно о педагогике » Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством музыкальное искусство выполняет важнейшую социальную функцию.

Требования гуманизации воспитательных и образовательных процессов предполагают большое внимание к развитию творческих способностей ребенка, лучших его качеств.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо в последствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.

Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М. Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.

Восприятие является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на "живое" ее звучание. [] Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. В музыкальном восприятии детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие детей. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Кроме того, каждый вид музыкальной деятельности служит средством, развития какой-либо музыкальной способности.

Классик отечественной психологии Б.М. Теплов определил способности как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога Павлова И.П., он признавал врожденными свойствами нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения).

Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность.

Элементарное музицирование - один из видов детского исполнительства, обогащающий музыкальные впечатления ребенка, развивающий их музыкальные способности. Игра на ударных музыкальных инструментах помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, элементарное музицирование развивает волю, стремление к достижению цели, воображение, чувство ансамбля, коллективное действие, чуткость, взаимопомощь, обостренный слух.

Эти положения заслуживают внимания и учитываются российской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.

Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения в доступной и интересной для детей младшего школьного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.

Психологи утверждают, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению Б.М. Теплова, восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной хор музыкального движения… Путем подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызвать определенные двигательные реакции, организовать и влиять на их качество.

Проблемы, возникающие в процессе элементарного музицирования, заставляют учебных, практических работников искать пути совершенствования методики. Перспектива ее совершенствования видится в систематизации и конкретизации накопленного материала и выборе эффективных методов и приемов, способствующих развитию музыкальности детей младшего школьного возраста через элементарное музицирование, чем и определяется актуальность нашего исследования.

Обоснование значения детского исполнительства и выявление педагогических условий организации деятельности составляет проблему нашего исследования.

Объектом исследования является процесс развития музыкальности средствами исполнительской деятельности в условиях начальных классов общеобразовательной школы.

Предметом исследования является своеобразие развития музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе элементарного музицирования.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую, музыковедческую и методическую литературу по теме исследования;

2. Выявить возможность развития музыкальности детей в процессе элементарного музицирования (игры на детских музыкальных инструментах)

3. Провести экспериментальную работу в условиях начальных классов общеобразовательной школы;

4. Разработать методические рекомендации и сформулировать выводы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие теоретические и практические методы:

Теоретические методы:

1. Теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы.

2. Изучение "истории вопроса" и опыта зарубежной и современной школы, вызванного их средствами обращения к исполнительской деятельности (элементарному музицированию).

3. Анализ учебных программ, методических пособий, целенаправленное наблюдение за процессом развития музыкальных способностей учащихся.

4. Разработка, проведение и анализ учебных занятий.

5. Анализ и обобщение материала, полученного в результате наблюдения.

6. Осуществление педагогического эксперимента и обработка методических рекомендаций.

Практические методы:

музицирование урок музыка обучение

1. Метод наблюдения: наблюдение за элементарным музицированием детей младшего школьного возраста на занятиях, роль педагогических условий.

2. Метод сравнительного эксперимента: развитие у детей музыкальности путем педагогического воздействия.

3. Метод анализа: выявить, какие педагогические условия весьма оптимальны.

4. Обработка результатов эксперимента, формирование рекомендаций и выводов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие музыкальности детей младшего школьного возраста будет развиваться успешнее, если в учебном процессе будет активно использоваться элементарное музицирование, т.е. исполнительская деятельность.

Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в работе:

1. Выявлено значение и роль элементарного музицирования.

2. Создана определенная система работы с детьми младшего школьного возраста по развитию музыкальности в процессе элементарного музицирования.

3. Проведена систематизация обучению элементарному музицированию.

4. Разработаны определенные методические рекомендации.

Исследования проводились на базе школы № 26 г. Читы.


Информация о ообразовании:

Роль педагога в воспитательном процессе
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформу ...

Реализация дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения младших школьников
В качестве примера применения дифференцированного подхода личностно-ориентированного обучения на практике рассмотрим урок в 1 классе. Урок состоит их двух блоков: лекционного и практического. Самостоятельная практическая работа ученика осуществляется по личностно-ориентированному плану. В начале ур ...

Как составить портфолио
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области. Целевое назначение портфолио: - активизация образовательной деятельности студента; систематизация и хранение личного опыта реше ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru