– сравнение выделенных по сходству формы предметов с моделями объемных геометрических фигур и выбор соответствующих моделей, знакомство с названиями выбранных моделей. Так, в результате выполнения задания, приведенного выше, дети выделят две группы вещей, сходных по форме: мяч, яблоко и воздушный шар; банка, карандаш, труба. Учитель показывает несколько моделей – конус, шар, призму, цилиндр – и предлагает выбрать те, которые по форме больше всего подходят к выделенным группам. Очевидно, дети без труда идентифицируют с ними шар и цилиндр, после чего вводятся названия соответствующих геометрических фигур – шар, цилиндр. Как и всегда, прежде чем сообщить названия выбранных моделей, необходимо поинтересоваться, не знает ли их кто-нибудь из учеников. Если окажется, что это так, то названия (или одно из них) сообщает не учитель, а дети;
– выделение знакомых плоскостных фигур на поверхности объемных. Это направление позволит связать в единое целое объемные и плоскостные фигуры, где плоскостные фигуры выступят в своей естественной для трехмерного пространства роли – части объемного тела (например, круг выступит как часть поверхности конуса или цилиндра, прямоугольник – как часть поверхности призмы, треугольник – пирамиды и т.д.);
– выделение из реальных предметов сложной формы частей, имеющих форму шара, цилиндра, конуса, призмы, пирамиды;
– создание моделей объемных фигур из пластилина и композиций из этих моделей. Это направление может осуществляться не только на уроках математики, трудового обучения, но и дома.
Желательно, чтобы для создания сложных композиций моделей дети объединялись в группы. Это позволит по-разному организовать работу начиная с варианта, когда у учеников уже есть готовые вылепленные модели и группа придумывает возможную для этого набора композицию, и заканчивая случаем, когда сначала группа придумывает композицию, определяет, какие, сколько и какого размера нужно вылепить модели для ее осуществления, распределяет их изготовление между участниками и создает задуманную композицию (к последней, сложной, форме сотрудничества ученики, очевидно, придут не в 1-м, а в последующих классах. Во 2-м классе продолжаются все начатые в 1-м направления работы с объемными телами, но постепенно происходит расширение в сторону детального рассмотрения моделей пространственных фигур. В процессе изучения дети знакомятся с понятиями «основание», «ребро», «вершина», «грань», «поверхность», «боковая поверхность».
В 3-м и 4-м классах дети знакомятся с различными приемами изображения на плоскости объемных предметов, создающих иллюзию объемности. Через систему заданий дети самостоятельно подходят к выводу о том, что для этого используют художники, графики, чертежники. Художники-живописцы используют для этого игру светотени или перспективу, графики – искривление линий, чертежники – ортогональную проекцию.
Выделяются три основные фазы в формировании представлений о геометрических фигурах и их элементах. На первой фазе у учащихся формируются расплывчатые и недифференцированные представления о геометрических фигурах и их элементах. Это объясняется тем, что формирование геометрических представлений на этой фазе осуществляется на основе выделения и обобщения общих, но несущественных признаков геометрических фигур и их элементов. Кроме того, слово, обозначающее геометрическую фигуру, не связано на этой фазе с конкретным геометрическим образом, поэтому при его действии у учащихся возникает расплывчатое представление о геометрической фигуре, часто не соответствующее его значению. Такие представления имеют место, как правило, у слабых учащихся, которые усваивают в процессе обучения вместо существенных признаков геометрических фигур и их элементов несущественные признаки. На основе расплывчатых и недифференцированных представлений у учащихся формируются неадекватные понятия о геометрических фигурах и элементах, в которых отражаются общие, но несущественные признаки. Имея неадекватные представления и понятия о геометрических фигурах и их элементах, эти учащиеся испытают большие трудности при усвоении последующего учебного материала и при решении геометрических задач.
Информация о ообразовании:
Подготовка кадров для организации дополнительного образования
Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области дополнительного образования значительно опережает уровень подготовки будущих педагогов дополнительного образования. Необходимым условием нормального функционирования системы дополнительного образования является формирование ...
Использование
в работе с дошкольниками произведений белорусских поэтов и писателей
природоведческий дошкольник литература художественный Большинство стихов белорусских поэтов посвящены родной природе, именно поэтому они позволяют воспитать у ребенка любовь к родной природе, воспринимать окружающую красоту, способствовать ее сохранению и приумножению. Многие из стихов носят познав ...
Музейная педагогика, как базовое составляющее
современного музея
Выделение "музейной педагогики" в особую отрасль научно-практической деятельности музея - закономерный процесс и актуальная потребность нашего времени. Именно посредством музейной педагогики музеи нашей области, да и страны в целом выходят в настоящее время на качественно новый уровень св ...