Изучение свойств соляной кислоты лучше проводить дедуктивно. О составе, свойствах и применении соляной кислоты учащимся многое известно, и поэтому данный урок является, в основном, повторительным и систематизирующим знания, а потому его естественным методом является практическая работа. Рассматриваются уравнения реакций, характерных для всех кислот (в свете электронной теории, где это возможно), изучаются индивидуальные свойства соляной кислоты – качественная реакция на соляную кислоту и ее соли. Работа выполняется по инструкции учебника, и перед началом работы методом беседы проверяется, как ее ученики проработали дома. Для подготовки к работе можно предложить задание, в котором требуется выбрать из нарисованных приборов такие, которые пригодны для получения хлороводорода, и объяснить, почему были выбраны именно такие приборы.
Перед проведением практической работы необходимо еще раз обратить внимание учащихся на то, что хлороводород вреден для здоровья: он сильно раздражает слизистую оболочку дыхательных путей. Обеспечить безвредное проведение работы можно, применяя малые количества реактивов и добиваясь полного поглощения хлороводорода водой. Для растворения газа в воде нужно использовать дугообразную трубку, свободный конец которой закрывается ватным тампоном, смоченным раствором соды. В этом случае хлороводород практически не попадает в воздух помещения.
Для получения хлороводорода учащимися нужно заранее приготовить раствор серной кислоты 1:1 (можно 1:2) и охладить его. Кислота такой концентрации не вспенивает реакционную смесь, поэтому в момент сборки прибора хлороводород не попадает в воздух помещения. Для опыта лучше брать не более 0,1 г хлорида натрия и 5-6 капель раствора серной кислоты. Растворы галогенидов тоже должны быть разбавленными, например, 0,5 М.
Полученный раствор испытывается лакмусом и раствором нитрата серебра. Хотя концентрация его невелика, его можно использовать для проведения реакций с магнием, содой, нитратом серебра. Однако при подробном изучении свойств соляной кислоты лучше использовать готовый раствор ее, полученный при разбавлении 1:3.
Не следует ставить перед учащимися цель получить более концентрированный раствор соляной кислоты, так как в процессе длительного нагревания исходных веществ возможно растрескивание реакционной пробирки, что приведет к отравлению воздуха.
Целесообразно вызвать к демонстрационному столу учащегося, предложить ему собрать прибор для получения хлороводорода и соляной кислоты и рассказать о проведении опыта. Необходимо особо отметить, что при выполнения опыта конец газоотводной трубки должен все время находиться в пробирке над водой, чтобы не допустить попадания хлороводорода в воздух помещения. Следует указать, что при составлении отчета о работе нужно дать объяснение окислительно-восстановительным реакциям.
Вариант инструкции к практической работе 7
1.В пробирку с серной кислотой всыпьте выданную поваренную соль и быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки должен быть опущен в пробирку с водой, подкрашенной синим лакмусом, не касаясь ее поверхности (см.рисунок).
Внимательно наблюдайте за явлениями в пробирке-приемнике. В случае замедления выделения газа содержимое пробирки с солью можно чуть подогреть.
Через 3-4 минуты прекратите растворение хлороводорода в воде и пробирку с солью сдайте лаборанту. Полученный раствор кислоты приливайте поочередно:
к раствору щелочи, подкрашенному фенолфталеином;
к свежеосажденному гидроксиду меди (II);
к раствору карбоната натрия.
К полученным в опыте 2 растворам прилейте по нескольку капель раствора нитрата серебра. Что наблюдается и почему?
Учащимся 2 уровня обученности можно предложить дополнительно ответить на следующие вопросы:
1. Почему и при каких условиях возможно взаимодействие серной кислоты с хлоридами?
Возможна ли реакция между соляной кислотой и сульфатами? Почему?
Какой реактив позволяет определить соляную кислоту и хлориды? Возможно ли его использование для распознавания других галогенидов и каковы будут ожидаемые признаки реакций?
Почему при получении хлороводорода вышеописанным способом нельзя погружать конец газоотводной трубки в воду? С каким свойством хлороводорода это связано?
Учащимся 3 уровня можно предложить подборку расчетных задач:
6 г магния растворили в соляной кислоте. Определите массы затраченной кислоты и полученной соли, а также объем выделившегося газа (какого?).
Соляная кислота с плотностью 1,149 г/мл содержит 30% хлороводорода. Сколько г хлороводорода содержится в одном литре такой кислоты?
При взаимодействии 6,85 г двухвалентного металла с соляной кислотой выделилось 1,12 л газа. Определите металл.
При взаимодействии с соляной кислотой 0,7 г двухвалентного металла выделяется 280 мл газа. Определите металл.
Информация о ообразовании:
Плавание как средство гармоничного развития детей старшего дошкольного
возраста
Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в их оздоровлении, закаливании, обеспечении всесторонней физической подготовки. Плавание оказывает благотворное действие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает терморегуляцию, сон, повышает работоспособность. Плавание разносто ...
Соотношение объема и интенсивности в подготовительном периоде у биатлонисток
юниорской сборной РБ
Фактическое выполнение нагрузки членов юниорской сборной по биатлону Республики Беларусь по основным тренировочным параметрам в 2006году в подготовительном периоде , май- ноябрь (включительно) ,позволяет отметить ,что объем циклической работы в подготовительном периоде сезона 2006-2007гг у биатлони ...
Функции эмоционального компонента
Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования в единстве рассмотренных двух составляющих (собственно-эмоционального и опосредованно-эмоционального развития) выполняет ряд важнейших функций - интегративную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающ ...