8) моделирование из геометрических фигур по образцу – реальному предмету.
9) моделирование из геометрических фигур по представлению об объекте.
Выполнение заданий предполагается с учетом индивидуального и дифференцированного подхода. Для более слабых учащихся могут быть предложены детали – образцы геометрических форм в готовом виде. Могут быть даны модели геометрических фигур в качестве опоры – для сравнения с формами, которые дети получают как промежуточный результат действий. Учителем может быть оказана индивидуальная помощь в отборе деталей, определении их формы, изготовлении деталей.
Предлагаем вашему вниманию фрагмент урока, на котором учитель достаточно удачно построил работу по уточнению терминологии.
На доске плакат с изображениями круга и треугольника.
Учитель. Кто назовет эти фигуры?
Саша. Здесь кружок и треугольник.
У. Все согласны с Сашей?
Дети. Да! Да!
У. Саша, повтори, пожалуйста, названия этих фигур, а вы слушайте внимательно.
Саша повторяет слова кружок и треугольник.
– Что-нибудь заметили?
Дети молчат.
– Тогда послушайте еще раз.
Учитель сам произносит слова кружок, треугольник, выделяя голосом вторую половину первого слова.
Оля.Я заметила! «Кружок» – так в детском саду говорят, а в школе – «круг»!
Все дети оживились, улыбаются.
У. Молодцы, я вижу, вы все согласны, поняли, что Оля правильно сказала. Но эту фигуру так называют не только в школе – так ее называют в науке математике даже самые знаменитые ученые.
Дети сравнивают круг и треугольник и начинают выполнять задание, в котором нужно сравнить два множества деревьев.
У. Как узнать, каких деревьев больше, а каких меньше?
Люба. Их нужно соединить парами.
У. Как?
Люба. Соединить линиями.
У. Я согласна, но так мы уже делали не раз. Есть еще предложения?
Дети молчат.
– Тогда я вам помогу. Достаньте из своих касс кружки и квадратики (учитель не очень заметно, но подчеркивает голосом эти слова).
В классе движение, многие поднимают руки.
– Что такое, вы уже догадались, что я хочу сказать?
Петя (хитрым голосом). Нет. Но вы сказали – «кружки и квадратики»! Разве математики так говорят?
Все дети смеются, учитель тоже.
У. Какие же вы у меня молодцы, не дали себя перехитрить, заметили! Как же правильно нужно сказать?
Д. (хором). Круги и квадраты!
Сравнивая знакомые фигуры между собой, дети начинают осознавать, в чем заключается сходство и различие фигур. Так, они замечают, что в треугольнике меньше сторон и углов, чем в квадрате. Уже на этом этапе дети устанавливают связь между названием «треугольник» и числом углов в этой фигуре.
После установления связи между названием и числом углов треугольника необходимо продолжить эту линию и предложить детям дать другое название квадрату. Однако переключение со знакомого, привычного названия фигуры на новое может оказаться для учеников слишком трудным. В этом случае выйти на термин «четырехугольник» можно при рассмотрении произвольного четырехугольника, а затем подвести под этот термин и такие знакомые фигуры, как квадрат и прямоугольник.
С первых уроков начинается знакомство с простейшими геометрическими фигурами – точкой и линией – на уровне наглядного восприятия моделей этих фигур как в виде изображения их на чертеже, так и в качестве элементов реальных объектов, окружающих детей.
Традиционно в школе изучение геометрии начинается с измерения геометрических величин. Это соответствует историческому ходу развития геометрии (об этом свидетельствует само название этой науки, которое в переводе с греческого обозначает «измерение земли»). Между тем психологи отмечают, что возраст младшего школьника наиболее благоприятен для развития пространственных представлений и пространственного мышления. Постижение геометрии у детей дошкольного и младшего школьного возраста идет в направлении от «геометрии формы» к «геометрии измерений», то есть от качественных операций по изучению формы предметов, их элементов, взаимного расположения, отношений и так далее к количественным операциям по измерению их характеристик.
Информация о ообразовании:
Основные показатели состояния общественного дошкольного
воспитания в Украине за годы независимости в 1991 - 2011 гг
Дошкольное образование - обязательная начальная составная непрерывного образования в Украине, а дошкольный возраст - базовый этап физического, психологического и социального становления личности ребенка. Так определенно Законом Украины "О дошкольном образовании", который начал действовать ...
Цели и задачи логопедической практики
логопедический документация кабинет ребенок Цель практики: овладение системой специальных педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить коррекционную логопедическую работу в условиях логопедического пункта. ...
Понятие познавательный интерес
В изучении возможностей деятельности для становления личности школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику позиции субъекта деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые смогли бы уже в школьные годы содействовать его общественно-а ...