Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи образованию слов-действий

Подробно о педагогике » Обучение детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи образованию слов-действий

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Грамматика - это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова.

Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребёнком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия.

Исследования, посвящённые проблеме словообразования в дошкольном возрасте, рассматривают обучение словообразованию как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений, а не как нацеливание на коррекцию ошибок.

Общее недоразвитие речи включает различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.

Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.

На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Н.М. Юрьева и др.)

Проблема обучения грамматическим нормам родного языка актуальна. Это отражено в работах А.Н. Гвоздева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А.Г. Арушановой и других.

Работы Ф.А. Сохина, Н.П. Серебренникова, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей.

Исследования по данной проблеме не носили системного, глубокого характера. Так, не предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих процессов. Не было разработано научно обоснованных методов формирования словообразования у данной категории детей.

Таким образом, остается нерешенной проблема изучения состояния и развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи; влияния словообразования на развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных методов формирования навыков словообразования у детей с недоразвитием речи дошкольного возраста.

Цель: учить детей 5-6 лет образовывать глагольные формы в процессе жизнедеятельности, используя различные методы и приёмы.

Объект исследования: обучение детей 5-6 лет с ОНР словообразованию в повседневной жизнедеятельности.

Предмет исследования: методы и приёмы обучения образованию глагольных форм детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в процессе овладения различными способами словообразования в повседневной жизнедеятельности.

Задачи исследования:

изучить научную, методическую, учебную литературу и передовой педагогический опыт по теме исследования;

подобрать диагностические средства для выявления умения образовывать глагольные формы детьми 5-6 лет с ОНР;

апробировать подобранные методы и приёмы обучения детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования в повседневной жизнедеятельности;

подобрать наглядные пособия, картотеку дидактических игр и упражнений, используемых при обучении словообразованию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;

разработать рекомендации для родителей по обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи образованию слов-действий.

Гипотеза: если целенаправленно, методически грамотно и систематически в процессе повседневной жизнедеятельности, используя специально подобранные методы и приёмы обучать детей 5-6 лет с ОНР различным способам словообразования, а именно использовать в речи глаголы повелительного наклонения, спрягать их, изменять основу глагола, образовывать глаголы с приставкой, то это благоприятно скажется на их речевом и коммуникативном развитии.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой раскрываются теоретические вопросы по проблеме исследования, а именно: рассматриваются основные понятия изучаемой проблемы, педагогические основы разработки вопроса и методика обучения детей 5-6 лет словообразованию.

Во второй главе, имеющей практический характер, описывается работа по выявлению уровня умения детей 5-6 лет образовывать слова-действия, система педагогических мероприятий по использованию дидактических игр для формирования умения образовывать слова-действия у детей 5-6 лет с ОНР, работа по определению изменений в уровне сформированности умений образовывать слова-действия.

Методы исследования:

Эмпирические:

- теоретический анализ синтез психолого-педагогической и методической литературы;

- педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент;

- опрос, беседа.

Теоретические:

- обобщение и систематизация информации (теоретической, практической и методической).

Таким образом, характер данной работы – практический.

Критериальный аппарат

Ожидаемый результат

Критерии оценки

Измерители

Образовательный компонент:

Дети научатся самостоятельно образовывать глаголы.

1. Соблюдение норм грамматики родного языка: правильное употребление глаголов и т.д.

2. Умение образовывать глаголы повелительного наклонения, заменять основу,

Наблюдение за деятельностью детей в процессе игры, труда, режимных моментов, беседы.

Развивающий компонент:

у детей разовьётся языковая и коммуникативная культура.

1. Языковое чутьё, восприятие и понимание словообразовательных форм.

2. Употребление различных грамматических конструкций в самостоятельной речи в процессе общения со взрослыми и детьми.

Беседа, наблюдение, режимные моменты, различная детская деятельность (игра, труд, изодеятельность)

Воспитательный компонент: сформируется интерес к родному языку.

Стремление к самостоятельной речевой деятельности.

Проведение бесед, игр по инициативе детей. Наблюдение за деятельностью.

Экспериментальная база: МДОУ «Детский сад № 66» города Рязани, старшая логопедическая группа.


Информация о ообразовании:

Ценностный контекст содержания образования
Здесь правильно говорить об осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации ценностей в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении их в качестве фундамента образования, цели, условий для развития. Б.Т. Лихачев фундаментально разрабатывал проблему воспита ...

Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В.Штерна, рисунок ребенка – отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер – ребенок изображает не то, что он видит, а то, что ...

Город как школа
Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании, не успевающих в учебе по самым разным причинам — психологическим, физиологически ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru