Формирование грамматической стороны речи ребёнка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.
Практика речевого общения – важнейшее условие формирования грамматических навыков.
Успех развития речи зависит от упражнений, от речевой практики.
Между тем удельный вес собственной речи каждого ребёнка на занятиях не так уж велик, большую часть времени он должен слушать речь воспитателя и товарищей. Следовательно, необходимо всячески способствовать тому, чтобы дети имели возможность развивать речь вне занятий. Воспитатель, широко используя детскую инициативу, организует игры и разговоры на интересные детям темы. Перед ними стоят задачи: разумно развивать детскую речевую активность, исправлять ошибки в речи детей, подсказывать слово в тех случаях, когда ребёнок не знает, как выразить свою мысль, поправлять ребёнка, если у него неправильный тон, если он разговаривает слишком громко.
Успешность руководства развитием речи детей в повседневной жизни, как и результативность обучения на занятиях, зависит от того, сумел ли воспитатель установить контакт с каждым ребёнком, завоевать его доверие. Видеть всех и каждого, понимать каждое проявление детской мысли и чувства, любить маленького человека - необходимая предпосылка для успешного воздействия на речь, на личность ребёнка в целом.
Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении нужных грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.
Разговаривая с воспитанниками за завтраком, во время дежурства, в уголке природы, на прогулке, педагог поощряет и побуждает общение детей друг с другом, сам вызывает их на разговор.
Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов.
Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего, применяя изобразительные средства, показ картин и фотографий, кинофильмов и диафильмов.
Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.
С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах), описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.
Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.
Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития, познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения.
Словесные методы, связанные с художественным словом. Воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Используются и более сложные методы - заучивание наизусть, пересказ.
В старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору, используется метод беседы.
Словесные методы применяют совместно с наглядными приемами обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки — предмета и т. д.).
В детском саду используют практические методы, которые носят чаще всего игровой характер.
Наиболее распространены следующие словесные приемы.
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами-пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он мотет использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
Повторение - преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.
Информация о ообразовании:
Профессиональная подготовка в условиях
учебнопрактической деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...
Город как школа
Среди новых педагогических течений второй половины XX в. можно отметить проект «Город как школа», который появился в 1972 г. в Нью-Йорке. Он задуман для старшеклассников, не сумевших получить сертификат об образовании, не успевающих в учебе по самым разным причинам — психологическим, физиологически ...
История возникновения военных ансамблей песни и пляски
Основой военных плясок является народно-сценический танец. Искусство народного танца - одно из древнейших. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, свой хореографический язык и пластическая выразительность. У каждого народа есть свой, наиболее характерный для него танец, в котором отр ...