Особенностями программированного и компьютерного обучения является то, что весь учебный материал разделяется на отдельные порции и каждый шаг, каждая порция завершается контролем, будь то вопрос, задание, упражнение или тест. При правильном выполнении контрольных заданий учащиеся получают новую порцию материала и выполняют следующий шаг обучения. Если задание выполнено неверно, то следующая страничка программы просто не откроется.
Компьютер позволяет осуществлять обратную связь.
Так уже в первом классе дети при подведении итогов получили задания «Найди пару (Лиственные и Хвойные)». Нажатием кнопки дети сами подбирали пару Дерево-Лист. Сразу же дети и учитель видят результат работы. Работа выполнена верно – «Молодец», не справился сразу – «Подумай еще».
На обычном уроке не всегда возможно сразу увидеть, как каждый ребенок усвоил материал, а компьютер позволяет осуществлять обратную связь быстро и оперативно.
Еще один пример осуществления контроля на уроке – тест. Во втором классе была проведена индивидуальная работа, где дети за компьютером выполняли тест «Знаете ли вы эти растения и животных из Красной книги». Нужно было соотнести иллюстрации и подпись.
В первом классе предлагался тест по составлению цепей питания. После объяснения материала из нескольких вариантов нужно было собрать правильную цепь. Задания были составлены по уровню сложности, начиная с самых простых. Сильные ученики работали индивидуально, а те, кто послабее, в парах, т.е. проводилась дифференцированная работа по уровню самостоятельности (рис.7).
По ходу работы дети сами и учитель сразу видели результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию не было. Тогда дети рассуждали, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель – осуществляется индивидуальный подход к ученику.
При использовании компьютера значительно увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, дети работают под контролем не только учителя, но и специальных средств. Благодаря такой форме работы намного легче и быстрее осуществляется обратная связь и как следствие пошаговый самоконтроль и самооценка.
Все дети работают с разной скоростью, в разном темпе, но работают все, не как на обычном уроке, где работа ведется за счет сильных детей.
Чтобы осуществить контроль на уроках мы обычно даем карточки, задания…, но проверить сразу можем их далеко не всегда. Т.е. разбирать какие-то ошибки нам приходится на следующих уроках – тратится время, накапливаются пробелы, упущения. Получается, что те, кто материал усвоил, не могут двигаться дальше к новому, потому что учитель вынужден снова тратить время на объяснение для тех, кто отстает.
Компьютер позволяет исполнять работу оперативно, загружать работой всех детей. Заданий можно подобрать много и пока учитель работает с отстающими, сильные дети продвигаются вперед, выполняя новые задания. Таким образом, очень наглядно осуществляется и диагностика усвоения программного материала. Задания и тесты желательно составлять разные по уровню сложности. Кто-то сможет выполнить все, кто-то дойдет до середины, кто-то поработает только с простыми. Но самое главное, что заняты все дети, и учитель видит, на каком уровне находится каждый из учеников.
Информация о ообразовании:
Содержание профессиональной компетентности
Существует несколько подходов к определению содержания профессиональной компетентности. Управленческий подход в деятельности педагога рассматривается через управленческий цикл его деятельности и этапы решения педагогических задач; позднее, в логике этого направления выделяется задачный подход (анал ...
Примерный план-конспект урока хореографии
(указать год обучения) Задачи: I. Образовательная. а) Методика обучения у опоры (указать перечень элементов) и на середине (указать перечень элементов). б) Совершенствование хореографических прыжков (указать по группам - малая, средняя, большая). II. Воспитательная. Воспитание трудолюбия, дисциплин ...
Принципы отбора произведений искусства для дошкольников
Как строить педагогический процесс приобщения дошкольников к живописи, какие при этом использовать произведения искусства для решения задач эстетического воспитания в детском саду? Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей, введения их в мир большого ...