Лекция - визуализация

Страница 1

Развитие отечественной образовательной системы, её гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция визуализация, лекция – пресс-конференция.

Лекция – визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счёт работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при её визуализации.

Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом воспринимаются.” По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний.

Понятие “визуализация” значительно шире понятия “наглядность” и включает самые разнообразные способы создания образа воспринимаемого предмета или явления органами чувств. Ее результатом является не механическое копирование действительности ребенком, а конструирование перерабатываемого сознанием блока информации, получившей индивидуальную окраску.

Визуализация в обучении может выполнять разнообразные функции, способствуя решению определенных дидактических и воспитательных задач и развитию личности в целом. Она является основой развития абстрактного мышления, без которой невозможно дальнейшее перспективное развитие учебных способностей, а тем более их перерастание в творческие способности.

Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой – как средство выработки практических умений и навыков у учащихся. Поэтому их следует использовать на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, при его закреплении, при организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике, а также при проверке и оценке условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе.

Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или её части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, плёнки, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводиться к сводному, развёрнутому комментированию подготовленных материалов, которые должны:

обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

усвоение новой информации;

создание и разрешение проблемных ситуаций; демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

изобразительные (слайды, рисунки, фото);

символические (схемы, таблицы).

От того, как лектор «начитает» текст своей лекции, зависит достижение им дидактических целей. Существуют психологические особенности восприятия устной речи. Лектор должен так излагать материал, чтобы слушатели:

понимали информацию;

она вызывала бы у них интерес;

чтобы они успевали законспектировать воспринятую на слух или визуально информацию – и не механически, а осмысленно;

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

История развития науки об управлении
Управление, в том числе и социальное, осуществляется с тех пор, как возникло человеческое общество и вне этого человеческое общество невозможно. Однако как утверждает Г.П. Щедровицкий управление не сразу стало предметом специального, тем более научного, изучения - организаторы, руководители и управ ...

Тестовая карта коммуникативной деятельности
Чтобы оценить стиль общения человека с аудиторией, рекомендуем заполнить тестовую карту коммуникативной деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает нез ...

Этапы развития художественно-творческих способностей
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно выделить четыре основных этапа, которые будет проходить ребенок на пути от способностей к таланту. 1. Первый этап - игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru