Основные пути развития социальной компетентности школьников

Подробно о педагогике » Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников » Основные пути развития социальной компетентности школьников

Страница 3

Таким образом, данное нами определение и анализ его составляющих позволяет разработать некую модель структуры социальной компетентности, представленную следующим образом:

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают Различные подходы, средства и методы к решению проблемы.

Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.

Одним из способов формирования социальной компетентности являются ролевые игры, отмеченные Мачехиной О.Н., как наиболее оптимальный метод, позволяющий ученикам осознать практическую пользу приобретаемых знаний, накопить определенный жизненный опыт и выработать определенные поведенческие механизмы. Ролевая игра является своеобразным феноменом процесса формирования и развития социальной компетентности личности, и особенно актуально ее использование именно в старшем школьном возрасте, так как особенности психофизиологического развития личности в этот период позволяют гармонично сочетать процессуальную и результативную стороны деятельности.

Иное решение находит вдвинутая нами проблема в сфере дополнительного образования школьников, которому большое значение уделяет Н.П. Разумова. Указывая на необходимость содержания в деятельности практического компонента, связанного с социальными пробами воспитанников. «Он способствует приданию общественной значимости и признания образовательных достижений наших детей, позволяет использовать детям учебную информацию и умения в реальной, интересной им жизни».

Участвуя в социально-ориентированной деятельности, в продуктивном общении, в творческом взаимодействии дети и взрослые проходят и проживают сложный путь от мотива до самооценки результата и постановки задач. Так, у детско-взрослого сообщества формируется опыт созидательной жизни через:

социальную адресность «продуктов» созидания;

предоставление спектра прав и свобод взрослеющей личности в сочетании с его обязанностями и ответственностью;

создание событийной эмоциональной среды и ситуации успеха для каждого;

содействие в овладении способами созидания культурно – досуговых событий, взаимодействия с людьми.

Еще один путь к развитию социальной компетентности находит отражение в предпрофильной подготовке учеников. С.В. Аласова подчеркивает важность предпрофильной деятельности, также указывая на важность накопления личного жизненного опыта учеников и справедливо отмечая факт того, что «мы находимся в ситуации, когда старшекласснику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере, одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий, например, таких, как: игровые, поисковые, моделирующие, практико-ориентированные, а также особых методов, например, метода проектов, проблемного метода обучения и других».

Большое внимание уделено такому способу развития социальной компетентности школьников, как актерский тренинг, в работе А. Гребенкина.

Обобщая рассмотренные выше варианты, можно, обращаясь к работе С.А. Учуровой, уделить особое внимание групповой работе учеников, как необходимому условию для развития социальной компетентности. Так как, учебное сотрудничество признается ведущим для развития личности учащегося, а также неоспоримыми преимуществами групповой работы являются: повышение уровня осмысления материала, рост числа нестандартных решений, позитивное отношение к изучаемому материалу, умение играть различные социальные роли и работать в команде.

Тем не менее, в выборе наиболее оптимального способа развития социальной компетентности мы обратились к одному из названных методов – методу проектов, учитывая уникальное сочетание в этом методе (как в особой педагогической технологии) наибольшего количества указанных выше преимуществ: умение работать в команде, практическая направленность и др.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Профессиональная компетентность преподавателя иностранного языка в ДОУ
На основе вышеизложенного мы подходим к содержательному наполнению структуры профессиональной компетентности. В предыдущих разделах была определена принципиальная структура и содержание профессиональной компетентности. Также проанализированы основные подходы к выделению психолого - педагогических х ...

Проблемы подготовки к ЕГЭ в общеобразовательном учреждении
ЕГЭ стал не только педагогическим, но и социальным экспериментом, затронувшим все слои общества от ученика до маститого профессора. Пока еще рано говорить о том, удачен ли эксперимент в масштабах России или нет. Декларируемыми целями ЕГЭ являются: формирование объективной оценки подготовки выпускни ...

Использование сказочного фольклора на уроках английского языка
Использование сказочного фольклора на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Содержание текстов сказок способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Драматизация ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru