Таким образом, данное нами определение и анализ его составляющих позволяет разработать некую модель структуры социальной компетентности, представленную следующим образом:
Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают Различные подходы, средства и методы к решению проблемы.
Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.
Одним из способов формирования социальной компетентности являются ролевые игры, отмеченные Мачехиной О.Н., как наиболее оптимальный метод, позволяющий ученикам осознать практическую пользу приобретаемых знаний, накопить определенный жизненный опыт и выработать определенные поведенческие механизмы. Ролевая игра является своеобразным феноменом процесса формирования и развития социальной компетентности личности, и особенно актуально ее использование именно в старшем школьном возрасте, так как особенности психофизиологического развития личности в этот период позволяют гармонично сочетать процессуальную и результативную стороны деятельности.
Иное решение находит вдвинутая нами проблема в сфере дополнительного образования школьников, которому большое значение уделяет Н.П. Разумова. Указывая на необходимость содержания в деятельности практического компонента, связанного с социальными пробами воспитанников. «Он способствует приданию общественной значимости и признания образовательных достижений наших детей, позволяет использовать детям учебную информацию и умения в реальной, интересной им жизни».
Участвуя в социально-ориентированной деятельности, в продуктивном общении, в творческом взаимодействии дети и взрослые проходят и проживают сложный путь от мотива до самооценки результата и постановки задач. Так, у детско-взрослого сообщества формируется опыт созидательной жизни через:
социальную адресность «продуктов» созидания;
предоставление спектра прав и свобод взрослеющей личности в сочетании с его обязанностями и ответственностью;
создание событийной эмоциональной среды и ситуации успеха для каждого;
содействие в овладении способами созидания культурно – досуговых событий, взаимодействия с людьми.
Еще один путь к развитию социальной компетентности находит отражение в предпрофильной подготовке учеников. С.В. Аласова подчеркивает важность предпрофильной деятельности, также указывая на важность накопления личного жизненного опыта учеников и справедливо отмечая факт того, что «мы находимся в ситуации, когда старшекласснику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере, одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий, например, таких, как: игровые, поисковые, моделирующие, практико-ориентированные, а также особых методов, например, метода проектов, проблемного метода обучения и других».
Большое внимание уделено такому способу развития социальной компетентности школьников, как актерский тренинг, в работе А. Гребенкина.
Обобщая рассмотренные выше варианты, можно, обращаясь к работе С.А. Учуровой, уделить особое внимание групповой работе учеников, как необходимому условию для развития социальной компетентности. Так как, учебное сотрудничество признается ведущим для развития личности учащегося, а также неоспоримыми преимуществами групповой работы являются: повышение уровня осмысления материала, рост числа нестандартных решений, позитивное отношение к изучаемому материалу, умение играть различные социальные роли и работать в команде.
Тем не менее, в выборе наиболее оптимального способа развития социальной компетентности мы обратились к одному из названных методов – методу проектов, учитывая уникальное сочетание в этом методе (как в особой педагогической технологии) наибольшего количества указанных выше преимуществ: умение работать в команде, практическая направленность и др.
Информация о ообразовании:
Понятие одаренности в работах отечественных и
зарубежных авторов
Исследования одаренности и творчества в детском возрасте занимают особое место в современной психологии. Существуют различные подходы и концепции. Это многообразие концепций отражает сущность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов развития для всех ее проявлений. Одну из концеп ...
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития мелкой
моторики детей
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мел ...
Личностно-развивающее образование в современной педагогике
Личностно-развивающее образование в психологических, педагогических теориях и школьной практике находится на начальном этапе осмысления. Его истоки мы находим в развивающем и личностно-ориентированном типах образования. В отечественной науке имеются различные подходы к решению проблем развивающего ...