Работы над орфографическим правилом

Страница 1

Орфография (гр. Orthos – правильный, grapho – пишу) определяет нормы расширенной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе его развития. Правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке.

Формирование навыка грамотного письма базируется на усвоении грамматической теории и орфографических правил.

Орфографические правила регулируют написание не одного слова, а целой группы слов, объединенных чем-то общим, прежде всего на основе грамматической общности. Под правилом понимаются указания нормативов обобщен­ного характера, относящихся к целому ряду однородных языковых фактов. Основное назначение правила — обоб­щать однородные орфограммы.

Усвоение орфографических правил невозможно без оп­ределенного уровня владения грамматическим, фонетиче­ским, словообразовательным материалом. Грамматическая теория — это фундамент орфографического правила. В свя­зи с этим в начальной школе принят порядок изучения Орфографического правила, согласно которому правило входит в грамматическую или словообразовательную тему как ее составная часть. Орфографическое правило непос­редственно следует за изучением элементов грамматиче­ской теории. Например, изучается изменение имен прила­гательных по родам, а в связи с этим формируется навык правописания родовых окончаний данной части речи.

Методика изучения орфографического правила зависит от его специфики. Выделяются три группы правил:

— одновариантные;

— двухвариантные;

— правила-рекомендации.

Одновариантные правила предполагают для одной и той же фонетической или грамматической ситуации один оп­ределенный вариант написания. Например, правописание гласных после шипящих (ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

Двухвариантные орфографические правила также со­держат указания на правописание орфограмм. Однако в таких правилах дается несколько вариантов написания (обычно два). Выбор варианта написания обусловливается дополнительными (фонетическими или морфологически­ми) признаками орфограмм. Например, правописание при­ставок раз-, воз-, низ- и др.

Правила рекомендации — это правила проверки без­ударных гласных, звонких, глухих и непроизносимых со­гласных и некоторые другие.

При выборе методики изучения правила учитель ориен­тируется на его тип. Основными компонентами процесса работы над орфографическим правилом являются:

а) раскрытие сущности правила;

б) овладение формулировкой правила;

в) применение правила в практике письма.

Раскрытие сущности правила означает выяснение следующих фактов:

— написанием какой части слова, части речи или грам­матической формы управляет правило;

— какие признаки выступают при этом в качестве ведущих.

Эти признаки обязательно учитывает учитель, подби­рая языковой материал для наблюдения при ознакомлении учащихся с правилом.

Работа над формулировкой правила проводится по учебнику. Важно, чтобы учащиеся осознали структуру правила. Поэтому выделяются составные части его форму­лировки. Перенос правила на новый языковой материал осуществляется прежде всего путем подбора учащимися своих примеров на данное правило. Выделить основное, то, что отражено в правиле, помогают вопросы, которые одно­временно являются и планом формулировки правила.

Усвоение нового правила происходит в процессе выпол­нения практических упражнении. При этом необходимо устанавливать связи нового правила с ранее известными. Связь эта может выражаться в противопоставлении правил или, наоборот, в установлении сходства. Например, пред­логи и приставки сходны по графическому начертанию, но противоположны с точки зрения слитного и раздельного их написания.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Принципы получения объективной оценки знаний, умений и навыков студентов
Оценка знаний студента, полученных им по той или иной учебной дисциплине, не только подводит итог его успеваемости, но зачастую определяет и его способность к дальнейшему обучению или самостоятельной деятельности, т.е. значительным образом влияет на судьбу человека. Поэтому нет сомнений в том, что ...

Практический опыт работы в Детском саду №48 «Золотая рыбка»
Детский сад № 48 «Золотая рыбка» Но­рильска является дошкольным учреждени­ем санаторного типа для детей с первич­ной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников ДОУ направлены прежде всего на проведение лечебно-профилакти­ческих мероприятий, цель которых - пре­дупреждение развития локально ...

Информационные и коммуникационные технологии на уроках иностранного языка
Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru