Основные пути развития социальной компетентности школьников

Подробно о педагогике » Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников » Основные пути развития социальной компетентности школьников

Страница 2

Компетентности, относящиеся к самому себе, как к личности, субъекту жизнедеятельности;

Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющейся во всех ее типах и формах.

На основе данной концепции, имея, тем не менее, несогласие с позицией автора в некоторых моментах, мы сделали попытку создать аутентичную классификацию, в которой обозначили такие ключевые компетентности, как:

Индивидуально-психологическая

Социальная

Профессионально-деятельностная,

Из числа которых для исследования нами была выбрана социальная компетентность, как компонент в той или иной степени присутствующий во всех классификациях и являющийся наиболее важным в условиях современного мира, с учетом того, что человек, как субъект общения и жизнедеятельности проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, себе и труду.

Различные исследователи в своих подходах к определению понятия «социальная компетентность» делают акцент на разных составляющих этой характеристики личности. В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации». Это определение, на наш взгляд не отражает в полной мере всей многослойности и сложности понятия «социальная компетентность». Именно поэтому мы обращаемся в процессе субъективно нового определения выше указанного понятия к дефинициям авторов, реализующих систематический, комплексный подход. Так, В.Н. Куницына описывает социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности, о себе; систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.

Учитывая важность социума и среды в формировании социальной компетентности, В. Слот и Х. Спанярд определяют социальную компетентность как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, в котором он живет, и его возможностями.

Анализируя различные определения ряда авторов (В.В. Цветков, В.Л. Сидоренкова, О.Н. Мачехина, Н.В. Калинина, С.А. Учурова) и опираясь на данное выше определение понятия «компетентность» мы попытались перенести его основные характеристики на компетентность социальную. Итогом явилось следующее рабочее определение понятия:

Социальная компетентность – это интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли.

К числу так называемых социальных компетенций мы относим эго-компетенцию, психологическую и социально-психологическую, правовую, вербальную, коммуникативную, экономическую, профессиональную компетенции. В системе нравственных ценностей личности можно выделить толерантность, уважение и принятие Другого, самоуважение и др. В качестве основных психологических характеристик особое внимание уделяется адаптивности, нацеленности на успех, креативности и др. Установки личности должны иметь подчеркнуто гуманистическую направленность для успешного развития социальной компетентности.

Данная структура в некоторой степени поднимает вопрос о глубинных причинах проблемы развития социальной компетентности, коренящихся в изначально неправильно сформированных установках и жизненных ориентациях, но мы не считаем возможным, рассматривать ее в данном исследовании.

Что касается социальных ролей личности – они выполняют функцию посредничества между личностью и обществом, объединяя индивидуальные проявления и социальные нормы.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель: совершенствование процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В процессе работы предстояло решить следующие задачи: 1. Проанализировать литературные источники по вопросам совершенствования процесса физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. 2. Ср ...

Обобщение опыта работы учителей, использующих метод проектов в своей деятельности
С целью опровержения или подтверждения выдвинутой нами гипотезы, а также реализации поставленных задач нами был проведен ряд исследований, включающий в себя: интервью и беседы с педагогами практиками по проблеме использования метода проектов в образовательном процессе; контент-анализ программ обуче ...

Изучение опыта воспитательной работы с военнослужащими контрактниками
Руководством Министерства обороны РФ психологической работе, особенно в последние годы, уделяется большое внимание. Это относительно новое и одно из перспективных, развивающихся направлений работы с военнослужащими, членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил. Необходимость и актуальн ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru