Компетентности, относящиеся к самому себе, как к личности, субъекту жизнедеятельности;
Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющейся во всех ее типах и формах.
На основе данной концепции, имея, тем не менее, несогласие с позицией автора в некоторых моментах, мы сделали попытку создать аутентичную классификацию, в которой обозначили такие ключевые компетентности, как:
Индивидуально-психологическая
Социальная
Профессионально-деятельностная,
Из числа которых для исследования нами была выбрана социальная компетентность, как компонент в той или иной степени присутствующий во всех классификациях и являющийся наиболее важным в условиях современного мира, с учетом того, что человек, как субъект общения и жизнедеятельности проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, себе и труду.
Различные исследователи в своих подходах к определению понятия «социальная компетентность» делают акцент на разных составляющих этой характеристики личности. В социологическом словаре приводится следующее определение: «Социальная компетентность подразумевает способность к межличностным отношениям. Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации». Это определение, на наш взгляд не отражает в полной мере всей многослойности и сложности понятия «социальная компетентность». Именно поэтому мы обращаемся в процессе субъективно нового определения выше указанного понятия к дефинициям авторов, реализующих систематический, комплексный подход. Так, В.Н. Куницына описывает социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности, о себе; систему сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.
Учитывая важность социума и среды в формировании социальной компетентности, В. Слот и Х. Спанярд определяют социальную компетентность как состояние равновесия между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, в котором он живет, и его возможностями.
Анализируя различные определения ряда авторов (В.В. Цветков, В.Л. Сидоренкова, О.Н. Мачехина, Н.В. Калинина, С.А. Учурова) и опираясь на данное выше определение понятия «компетентность» мы попытались перенести его основные характеристики на компетентность социальную. Итогом явилось следующее рабочее определение понятия:
Социальная компетентность – это интегрированный комплекс социальных компетенций, базирующийся на системе личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли.
К числу так называемых социальных компетенций мы относим эго-компетенцию, психологическую и социально-психологическую, правовую, вербальную, коммуникативную, экономическую, профессиональную компетенции. В системе нравственных ценностей личности можно выделить толерантность, уважение и принятие Другого, самоуважение и др. В качестве основных психологических характеристик особое внимание уделяется адаптивности, нацеленности на успех, креативности и др. Установки личности должны иметь подчеркнуто гуманистическую направленность для успешного развития социальной компетентности.
Данная структура в некоторой степени поднимает вопрос о глубинных причинах проблемы развития социальной компетентности, коренящихся в изначально неправильно сформированных установках и жизненных ориентациях, но мы не считаем возможным, рассматривать ее в данном исследовании.
Что касается социальных ролей личности – они выполняют функцию посредничества между личностью и обществом, объединяя индивидуальные проявления и социальные нормы.
			Информация о ообразовании:
Исторические аспекты развития социально-педагогической
деятельности в Беларуси и России
	 История развития практики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских) корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношений существовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам, детям. С принятием христианства эти традиции получили сво ...
	
Возможности и пути использования дифференциации в учебном процессе
	 В настоящее время появились различные учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и.т.д.), в организации работы которых реализуется внешняя дифференциация. В таких образовательных учреждениях создаются более благоприятные, чем в обычных школах условия для учета учебных возможностей шко ...
	
Очистка поваренной соли
	 Инструкция к работе Вам выдана загрязненная песком соль, и ее нужно сделать чистой. Для работы вам понадобятся: стакан для растворения грязной соли; вода в колбе и чистая колба для фильтрования; стеклянная палочка для размешивания раствора; воронка и бумажный кружок-фильтр; фарфоровая чашка для вып ...