Художественные произведения в курсе преподавания психологии

Подробно о педагогике » Особенности преподавания психологии как учебного предмета » Художественные произведения в курсе преподавания психологии

Страница 4

При работе методом чтения вслух ни в коем случае нельзя приходить к групповому «общему мнению». Обсуждение должно иметь главной целью демонстрацию того, что все люди — разные, что поможет подростку сформировать позицию принятия по отношению к другому человеку и к самому себе.

При этом можно и нужно выйти на такую тему: «Почему одному данная проблема кажется интересной, а другой обратил внимание на другое».

Другой вариант - предлагается работа с текстами для домашнего чтения (тексты больших объемов), требующими времени на прочтение и осмысление. В этом случае предварительная работа ведется в двух аспектах: а) необходимо знание ребенком сюжетной линии; б) необходимо время для отражения в предлагаемом материале личностных проблем. В подготовленной аудитории на уроке зачитываются отдельные моменты, иллюстрирующие определенные психологические феномены. К таким текстам также целесообразно ставить вопросы, но отвечать можно не сразу после прочтения. Имеет смысл длительный процесс, чтобы было время «просесть» информации, чтобы подросток мог обрести личностный смысл в этой встрече с предлагаемой реальностью.

Работа преподавателя с подобными произведениями может строиться следующим образом.

Учитель психологии, имея в виду, что произведение прочитано и находится «в работе», «в осмыслении», выстраивает в это время на уроке обсуждение и творческие занятия с опорой на те философские и психологические идеи, которые заложены в данном произведении, но делает это не «в лоб», как на уроках литературы, апеллируя к конкретному персонажу или сюжету, а как бы вообще, не обращаясь к тексту.

Вариант работы с поэтическими произведениями интересен тем, что поэзии присуще иногда выражать такие связи, которые никогда нельзя описать рационально. Образ и пафос поэзии помогают воображению перелететь через пропасть между объективно сущим и его пониманием. Поэтические произведения важны и с той точки зрения, что это - язык чувств.

Именно школьная, «малая» психология использует моделирование психической реальности с помощью художественной литературы больше, чем вузовская психология. В качестве иллюстраций к изучаемым темам отрывки из литературных произведений включены в современные учебные пособия по психологии для школы.

В.К. Лосева, предлагавшая целый ряд рекомендаций по работе с учебными текстами для школьников, отметила также прием «анатомирования» гуманитарного учебного текста, состоящий в том, что ученику дается на дом специальное задание составить контрольные вопросы, по которым можно судить об усвоении текста другим учеником. На уроке ученика не спрашивают о содержании текста, а только о контрольных вопросах, которые он мог бы задать другому ученику и оценить степень усвоения текста. «Тем самым ученику временно делегируется роль методиста, дидакта, составляющего учебный текст по контролю усвоения. Агрессия к учебному тексту, которую невозможно канализировать в полезном направлении, может только подавляться и вызывать страх перед текстом или чувство беспомощности». Указанный прием позволяет этого избежать.

Страницы: 1 2 3 4 


Информация о ообразовании:

Программы дополнительного образования, наиболее востребованные детьми и родителями
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. План дополнительно ...

Основные показатели состояния общественного дошкольного воспитания в Украине за годы независимости в 1991 - 2011 гг
Дошкольное образование - обязательная начальная составная непрерывного образования в Украине, а дошкольный возраст - базовый этап физического, психологического и социального становления личности ребенка. Так определенно Законом Украины "О дошкольном образовании", который начал действовать ...

Причины сиротства
XX век назвали "Столетием ребенка". Согласно Концепции ООН о правах ребёнка, человек считается ребёнком до достижения 18 летнего возраста. На основании этого критерия в настоящее время в мире насчитывается 2 млрд. детей (всего население планеты свыше 6 млрд чел). К сожалению, почти во все ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru