При работе методом чтения вслух ни в коем случае нельзя приходить к групповому «общему мнению». Обсуждение должно иметь главной целью демонстрацию того, что все люди — разные, что поможет подростку сформировать позицию принятия по отношению к другому человеку и к самому себе.
При этом можно и нужно выйти на такую тему: «Почему одному данная проблема кажется интересной, а другой обратил внимание на другое».
Другой вариант - предлагается работа с текстами для домашнего чтения (тексты больших объемов), требующими времени на прочтение и осмысление. В этом случае предварительная работа ведется в двух аспектах: а) необходимо знание ребенком сюжетной линии; б) необходимо время для отражения в предлагаемом материале личностных проблем. В подготовленной аудитории на уроке зачитываются отдельные моменты, иллюстрирующие определенные психологические феномены. К таким текстам также целесообразно ставить вопросы, но отвечать можно не сразу после прочтения. Имеет смысл длительный процесс, чтобы было время «просесть» информации, чтобы подросток мог обрести личностный смысл в этой встрече с предлагаемой реальностью.
Работа преподавателя с подобными произведениями может строиться следующим образом.
Учитель психологии, имея в виду, что произведение прочитано и находится «в работе», «в осмыслении», выстраивает в это время на уроке обсуждение и творческие занятия с опорой на те философские и психологические идеи, которые заложены в данном произведении, но делает это не «в лоб», как на уроках литературы, апеллируя к конкретному персонажу или сюжету, а как бы вообще, не обращаясь к тексту.
Вариант работы с поэтическими произведениями интересен тем, что поэзии присуще иногда выражать такие связи, которые никогда нельзя описать рационально. Образ и пафос поэзии помогают воображению перелететь через пропасть между объективно сущим и его пониманием. Поэтические произведения важны и с той точки зрения, что это - язык чувств.
Именно школьная, «малая» психология использует моделирование психической реальности с помощью художественной литературы больше, чем вузовская психология. В качестве иллюстраций к изучаемым темам отрывки из литературных произведений включены в современные учебные пособия по психологии для школы.
В.К. Лосева, предлагавшая целый ряд рекомендаций по работе с учебными текстами для школьников, отметила также прием «анатомирования» гуманитарного учебного текста, состоящий в том, что ученику дается на дом специальное задание составить контрольные вопросы, по которым можно судить об усвоении текста другим учеником. На уроке ученика не спрашивают о содержании текста, а только о контрольных вопросах, которые он мог бы задать другому ученику и оценить степень усвоения текста. «Тем самым ученику временно делегируется роль методиста, дидакта, составляющего учебный текст по контролю усвоения. Агрессия к учебному тексту, которую невозможно канализировать в полезном направлении, может только подавляться и вызывать страх перед текстом или чувство беспомощности». Указанный прием позволяет этого избежать.
Информация о ообразовании:
Лекция - визуализация
Развитие отечественной образовательной системы, её гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция визуализация, лекция – пресс-конференц ...
Принципы моделирования профессиональной компетентности преподавателя иностранного
языка в дошкольном учреждении
Как отмечают И.А. Зимняя, профессиональная компетентность учителя-предметника имеет принципиальную структуру. Мы приводили модульное представление профессиональной компетентности учителя по А.К.Марковой (см. таблицу 2, стр.26). Оно содержит характеристики личности специалиста, профессиональной хара ...
Проблема содержания и структуры экономического
мышления
Структурные характеристики экономического мышления школьников могут быть представлены семью блоками: причинно-факторным, концептуальным, ценностно-целевым, содержательным, уровневым, деятельностным и критериальным, создает возможность охватить в единой системе его специфику на разных ступенях школь ...