Практически всегда субстратом произведения является ситуация, взятая из человеческой жизни, или акт человеческого переживания, при знакомстве с которыми это напряжение может захватить других.
Один из сложных моментов в методе чтения вслух — момент специального подбора материала, и адекватными будут те тексты, где ставится проблема героизации: выделение, упрощение, структурирование отдельных качеств — героических и антигероических, т.е. сказки и мифы. С их помощью можно делать большие образные обобщения, содержание мотивов основывается на скрытой самотождественности героя, остается огромная свобода выбора моделей поведения, всегда остается вопрос, там нет технологических рекомендаций, как поступать в том или ином случае, нет алгоритма действий, но всегда есть проблема нравственного выбора и соотнесение себя с тем, как выбрал тот или иной вариант герой притчи. Такие произведения, как фантастика, сказки, притчи, мифы, короткие повести, могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор — интеллектуальный, нравственный, волевой.
Проникаясь сопричастностью к герою, ребенок может отторгнуть героя и не пожелать оказаться на его месте, но он все равно встречается и взаимодействует с ним.
Ситуация, в которую подросток поставлен работой с произведением, требует всего предыдущего опыта, т.е. тех фундаментальных принципов человеческого субъекта, которые позволяют сделать ему какой-то нравственный, политический или этический выбор. Это очень важный момент. В конечном итоге ситуация должна быть такой (развивающей), чтобы она могла сформировать человека, который будет лучше решать свои проблемы, чем мы решаем свои.
Ценнейшим моментом в работе с данным методом является непосредственная работа подростка с образом. Образ - это не знак, не абстракция, а переживаемое, когда еще мир не оторван от смысла (предметный образ).
Задача учителя психологии при работе методом чтения вслух - ставить перед детьми проблему. Но ставить так, чтобы это была их проблема. Прежде всего нужно понять, в чем она состоит, а далее привести к пониманию, что одна и та же социальная ситуация по-разному воспринимается людьми, потому что один человек видит эту конкретную проблему так, другой - по-другому (это становится ясно из обсуждения). Здесь проявляется главная идея: когда мы затронули его (ребенка) «движение», он включает обязательно свой опыт и, стало быть, свою индивидуальность. Подросток «примеривает» проблему на себя, на свои возможности, на то, как он их отражает, на свои стремления, оценки, на то, как он их принимает. Таким образом, задача педагога-психолога состоит в том, чтобы притча или рассказ затронули какую-то из потребностей ребенка.
Задача заключается в том, чтобы вывести ребенка из «неподвижного» состояния, «оживить» его - и на это работает идея метода чтения вслух. Когда ребенок «движется», он чувствует, что мир большой, что он меняется, что есть сфера разума, что он не один в этом мире существует, что есть и другое разумное начало. И это разумное начало тоже движется, и мир состоит из сменяющих друг друга поколений, и нужно накапливать культуру, и учащийся должен сделать такое, что осталось бы другим людям. Таким образом, мы выводим подростка на меру персональной ответственности перед человечеством, перед разумом, перед космосом.
Соответственно центральный момент метода - момент движения личности. Поэтому важно, чтобы ситуация произведения содержала момент развития. В этом, собственно, и состоит преимущество сказок, мифов, фантазий и притч.
Информация о ообразовании:
Проблемы профилактики беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних
За последние годы в России приняты новые законодательные и нормативные акты, направленные на защиту прав и законных интересов детей, совершенствование деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на комплексное решение проблем детей, нах ...
Определение эффективности формирующего воздействия
Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов. По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднег ...
Развитие музыкальности ребенка как психолого-педагогическая
проблема
Психология музыкального воспитания и обучения изучает психологические вопросы управления процессом музыкального обучения и воспитания, исследует проблемы диагностики музыкальной одаренности, формирование и развитие способностей, специальных умений и навыков, необходимых для сочинения, исполнения, с ...