Исключительная важность метода чтения вслух для курса психологии определяется тем, что в нем как бы сосредоточены все уровни: уровень позитивного поведения, уровень «политического» поведения (условно говоря, когда подросток выходит на общение с другими людьми, на проблемы власти, права и его применения, поведения, решения судьбы другого человека); уровень нравственный, этический, где все подчиняется общей человеческой культуре, устоявшимся или неустоявшимся человеческим ценностям.
Метод чтения вслух достаточно полифоничен. М.В. Попова выделяет следующие случаи его использования:
как один из приемов интроспективного анализа, когда материал произведения используется как конкретный способ обращения к себе;
как прием в методе передачи знаний, когда содержание в тексте несет непосредственное знание о психологических явлениях;
как прием в проблемном обучении для постановки задачи. В произведении, в общем, все понятно, но оно необходимо как толчок к обсуждению;
как непосредственная иллюстрация феномена;
в качестве проективной диагностической процедуры;
для коррекционной работы.
Выделяются следующие этапы в методе чтения вслух:
Перед началом чтения дается задание: «Послушайте то, что я вам сейчас прочитаю».
Текст зачитывается (внятно и выразительно) учителем вслух.
На завершающем этапе учащиеся пишут творческую работу.
После прочтения ставится вопрос: «ЧТО для вас то, ЧТО вы услышали. ЧТО вызвало в вас ТО, что вы услышали».
Можно использовать дополнительные вопросы: «Что я думал, когда слушал?»; «Что я чувствовал, когда слушал?»; «Что я хотел, когда слушал?».
Методически описаны несколько вариантов работы с текстом.
Один из вариантов предполагает, что подростки ассоциативно отвечают в произвольной форме, как бы непосредственно обращаясь к себе: «Как я это сейчас схватил, почувствовал, понял?», т. е. «я» в зависимости от конкретной ситуации. Ответы с опорой на ассоциации дают большую включенность в ситуацию и процесс. Привлекая дополнительные вопросы («Что бы я чувствовал, если бы был .?», «Что бы я думал, если бы был .?», «Что бы я сделал, если бы был .?», «Что бы я хотел, если бы был .?»), можно выйти на философский уровень осмысления проблем, поисков, жизненных и личностных смыслов. В основном это размышление о проблемах.
При ответе на серию поставленных вопросов возникает феномен «двойной», а иногда и «тройной» рефлексии: подросток смотрит на ситуацию как бы изнутри, соотнося свою позицию реального «я» с позицией действующего лица («я» на месте главного героя), подключается анализирующий компонент: какой я, если «я» действую, проживаю судьбу, ситуацию героя?
Важно получить обратную связь от учеников как по типу свободного выражения (ответы на общие вопросы типа: «Что для меня то, что я услышал?», «Напишите то, что вам хочется сейчас написать»), так и по типу структурированного (более конкретные вопросы с ситуацией и героями). Последнее важно для решения тренинговых задач, т.е. по специальному формированию навыков рефлексии, сензитивности, самопознания и др.
Погружаясь в ответы на вопросы, подросток становится партнером или принимает на себя роль главного героя, став соучастником действия, включившись в происходящее. При анализе педагог может зафиксировать уровень рефлексии подростка, степень свободы перемены ролей, реальные ценности (позитивные, негативные), которые подросток принимает.
Информация о ообразовании:
Основы деятельности агрошколы
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Красноималкинская Средняя Общеобразовательная Школа расположена на юге Читинской области, в Ононском районе на территории села Красная Ималка. Школа имеет лицензию на осуществление общеобразовательной деятельности и профессиональной подготовки учащихся, ...
Оценивание практических работ учащихся СПО в дизайн-образовании
Метод контроля практических работ это способ деятельности преподавателя и учащихся. В ходе которого выявляются умение учащихся применять полученные знания на практике, степень овладения необходимыми умениями, главными компонентами деятельности. В процессе выполнения профессиональных заданий учащийс ...
Сопровождение развития в образовании
В последнее время в образовании широко распространяется сеть сопровождения развития. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Методологической предпосылкой сопровождения служит концепция свободного выбора как услов ...