Освоение психологией произведений искусства в качестве дидактического материала прошло несколько периодов. Вспомним, например, учебники психологии для школы, изданные в 50-х годах XX века, где авторы обильно цитируют литературные произведения и имеются вклейки -репродукции картин, ссылки на художественные кинофильмы. В методической литературе рекомендовалось активно использовать словесную наглядность, под которой понималась речь учителя, воздействующая на чувства и воображение учащегося. «Для этого речь учителя должна быть идейно-целенаправленной. Она должна опираться на яркие, красочные, убедительные примеры, иллюстрирующие те или иные теоретические положения курса. Эти примеры учителю следует брать из специальной научно-психологической и физиологической литературы, из художественной, исторической и мемуарной литературы, из периодической советской печати. Примеры должны быть умело вплетены в живую ткань рассказа учителя и не являться самоцелью. Поэтому учителю следует, выбирая иллюстративный материал, препарировать его в соответствии с задачей урока».
Художественные произведения в курсе преподавания психологии отражены и в современных учебниках, но проблема органического включения художественных произведений или их фрагментов, нахождения места художественного образа в структуре развертывания учебного психологического знания по-прежнему составляет один из наименее разработанных разделов методики преподавания психологии.
Проблема представления психологического знания через литературные тексты состоит в том, чтобы использовать актуализируемые уровни и формы психического отражения в целях их изучения. При этом можно продемонстрировать специфику тех выразительных средств, к которым прибегает художник для достижения констатирующего эффекта. Должна быть подчеркнута психологическая сторона: что ведет к интенсификации переживания? Что индуцирует тот или иной процесс - функцию, состояние реципиента и т.д.?
Как же рассматривается работа с художественными произведениями в современной методической литературе? Сразу оговоримся, что речь идет только о художественной и мемуарной литературе. Произведения изобразительного искусства и музыка почему-то не рассматриваются вообще или упоминаются лишь в качестве косвенного, вспомогательного средства.
Наиболее полное описание метода познания психического через использование художественной литературы дает М.В. Попова, называя его «методом чтения вслух», занимающим, по мнению автора, исключительно важное и совершенно особое место. «С точки зрения процедуры он заключается в совместном прочтении произведений философской мысли, психологической прозы и популярной научной психологической литературы. По сути это — творческий акт, в котором процесс развития ребенка направлен на воспроизведение исторически оформившихся человеческих свойств, способностей и способов поведения через освоение культурных ценностей и модели культуры в целом. Язык культуры — это та система правил, та парадигма смыслов, которая реализуется в виде объективированных текстов культуры. С этой точки зрения текстом культуры является как само поведение человека, так и результаты этого поведения: миф, ритуал, материальная культура, устное народное творчество, искусство. Таким образом, язык культуры — это и программа поведения человека, и его модель мира, реализующаяся в самых разнообразных текстах. Метод чтения вслух предполагает работу с такими текстами в непосредственном и в метафорическом смыслах. И вслед за Л.С. Выготским подчеркнем, что вопрос заключается не в том, чтобы обучать ребенка творческому акту, а в том, чтобы содействовать образованию и появлению его».
Информация о ообразовании:
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»
Работу целесообразно выполнять после систематизации и обобщения знаний по теме. Она имеет принципиальное значение, так как учащиеся впервые встречаются с новой формой химического эксперимента – экспериментальными задачами, при решении которых должна проявляться их полная самостоятельность в практич ...
Программы дополнительного образования, наиболее востребованные детьми и
родителями
В 2007-2008 учебном году в школе функционируют 1 танцевальный коллектив, 4 студии, 5 спортивных секций, 15 клубов и 28 кружков с охватом учащихся 186%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. План дополнительно ...
Понятие и этиология дизартрических расстройств
В настоящее время существует два основных подхода в изучении дизартрических нарушений. Первый – это изучение дизартрических расстройств с неврологических позиций. Этот аспект учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме соо ...