Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных занятиях

Страница 4

В процессе индивидуализации работы по развитию слухового восприятия необходимо принимать во внимание и специфические особенности развития детей с нарушенным слухом. Для этого используются следующие приемы работы:

Объем речевого материала варьируется с учетом возможностей ребенка;

Структура материала последовательно усложняется;

На одном занятии используется материал различной структуры (слова, словосочетания, фразы, тексты);

Последовательно усложняется содержание речевого материала с учетом возможностей ребенка;

На одном занятии используется материал различного тематического содержания;

Последовательно усложняются или облегчаются условия для восприятия речевого материала за счет исключения или включения ситуационного контекста.

Важную роль в обучении детей играет их способность к переключению, которая проявляется в готовности ребенка переходить от одной темы к другой, плодотворно работать как в индивидуальном режиме, так и в условиях группы. Все эти умения необходимы ребенку на индивидуальном занятии, поскольку для достижения поставленных целей педагог вынужден постоянно варьировать условия восприятия:

- менять расстояние от говорящего;

- предлагать восприятие речевого материала с аппаратом и на голое ухо;

- чередовать непосредственное общение с прослушиванием аудиозаписи;

- предъявлять разные единицы речи;

- предъявлять материал целиком или по частям;

- менять виды деятельности ребенка;

- менять тематику речевого материала.

Соблюдение требования к работе по развитию слухового восприятия школьников обеспечит постепенное развитие их аудио-лингвистических способностей. Использование в слуховой тренировке речевого материала, с которым ученик познакомился на уроках по основным школьным предметам, повысит эффективность восприятия речи на слух, поскольку звуковые образы наполняются конкретным и понятным ребенку содержанием. С точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния слуховых и речевых возможностей ребенка, научившись на слух воспринимать новые для него языковые явления, он начинает все чаще сознательно опознавать их в практике устного речевого общения. Таким образом, обеспечиваются более благоприятные условия для закрепления языковых навыков и умений, усвоенных на уроках русского языка, развития речи, математики. С другой стороны, по мере расширения речевого запаса ребенка будет увеличиваться и его способность восприятия речи, в связи, с чем улучшатся условия для самостоятельного речевого развития ребенка.

Неотъемлемой задачей педагога является пристальное внимание к тому. Чтобы каждый ребенок максимально реализовывал свои произносительные возможности. Необходимо постоянно укреплять представление ребенка о том, что внятная речь является условием нормального общения и взаимодействия со слышащими людьми.

По мере того, как ребенок будет усваивать материал различного характера, появятся дополнительные возможности его «смешивания».

Содержание речевого материала программы по развитию слухового восприятия позволяет использовать на индивидуальных занятиях разнообразные виды работ: подбор и систематизация картинок, отгадывание загадок, театрализация, выполнение грамматических заданий, работа с рассыпным текстом, слуховой диктант, схематическая зарисовка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Проблема подлинного субъектного понимания
Т.В. Барлас адресовала свою книгу студентам, где описывает практические занятия по работе с художественными текстами. «Соотнесение художественных текстов с понятиями и концепциями психологии — полезное упражнение для тех, кто стремится использовать эти понятия и концепции для анализа жизненных ситу ...

Патриотическое воспитание в психолого - педагогических исследованиях
Сущность патриотизма раскрывается в энциклопедиях, словарях и специальных научных трудах как чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознания своего долга и ответственности перед ним и за его будущее. Это, прежде всего, состояние души, сложно духовно-психологическое состояние человека. П ...

Духовная музыка. Ее роль в воспитании школьников
Духовная музыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru