Категория слабослышащих детей

Страница 2

В I отделении школы для слабослышащих обучаются дети, обладающие развитой речью, лишь с некоторыми ее недостатками. У них отмечаются неправильности произношения, трудности овладения грамотным письмом и некоторые ошибки грамматического строя речи. Эти речевые нарушения мешают им успешно обучаться в обычной школе; с учетом этих дефектов они и обучаются в специальной школе.

Во II отделении той же школы обучаются дети с глубоко недоразвитой речью, то есть именно те дети, которые в начале обучения напоминают глухих. Их речь характеризуется глубокими отклонениями в виде резко искаженного произношения, ограниченного запаса слов, аграмматизма, доходящего до полного отсутствия предложения. В результате глубокого речевого недоразвития эти дети очень ограниченно понимают обращенную к ним речь и читаемый текст. Во II отделении школы для слабослышащих детей создаются специальные условия систематического накопления речевого запаса. Эти условия в первоначальном периоде обучения в некотором отношении аналогичны школ-глухих. Причем для слабослышащих детей создаются условия максимального использования остаточного слуха при помощи звукоусиливающей аппаратуры и, что самое главное коррекции того речевого запаса, который дети приобретают самостоятельно с помощью слуха.

Нарушение слуха не дает равномерного снижения восприятия речи. В зависимости от степени понижения слуха у ребенка остаются возможности воспринимать те или иные элементы речи. Все слабослышащие дети воспринимают гласные звуки а, о, у, э. Разные группы согласных звуков в разной степени доступны ребенку. Например, большинство детей воспринимают звуки б, д, в, з, ж, р. Многие из них воспринимают также звук ш, некоторые воспринимают также носовые м, н и свистящий с. Характерно, однако, что слабослышащие дети в большинстве случаев сравнительно хорошо различают целые группы звуков. Так, все слабослышащие дети отличают звонкие звуки от глухих и не обязательно при этом различают звонкие звуки между собой. Они с трудом отличают б от д и г, но никогда на слух не смешивают этих звуков с п, т и к. При этом они не отличают п от г и от к. Слабослышащие дети довольно хорошо отличают группу носовых звуков от других групп звуков, но очень часто смешивают м и н.

Не менее характерно также то, что слабослышащие дети отличают смягченные звуки пь, тъ, съ, фь и тому подобное от твердых п, т, с, ф и тому подобное, но очень часто не различают эти звуки между собой внутри каждой группы. Они очень часто воспринимают си как ти, пи как га и наоборот, би как ди, ми как ни и наоборот. То же касается и других групп звуков.

Итак, различая группы звуков, слабослышащие дети могут не различать звуков внутри каждой группы. В одних случаях они полностью различают некоторые согласные звуки, а в других — различают их общий признак звонкости, признак смягчения, носовой оттенок звуков и так далее. Это значит, что слабослышащий ребенок слышит речь с большими пробелами. И все же, он различает на слух знакомые слова.

Как же слабослышащий ребенок слышит слова? Прежде всего, он почти всегда способен услышать контур слова, так как он различает все гласные звуки, способен воспринять ударный слог и общее количество слогов в слове. Для более дифференцированного восприятия слов он имеет возможность уловить некоторые согласные звуки и их отдельные признаки. Например: слабослышащие дети в большинстве случаев хорошо различают слово собака, но многие из них произнесут вслед за вами собака, несмотря на то, что вы будете говорить содака, согата, собата, заменяя в этих словах звук бна д , или г и звук к на т или п. Лишенный возможности различать звуки внутри группы звонких и группы глухих, слабослышащий не замечает тех искажений, которые допущены в звукосочетаниях содака, согата, содапа, и принимает их за слово собака, потому что в них сохранен общий контур слова (гласные звуки, место ударения в слове и количество слогов).

Так по контуру слова, с учетом доступных ребенку согласных и отдельных признаков согласных, он отличает знакомое слово. Это значит, что слабослышащий ребенок может использовать свой слух только для восприятия знакомых слов. Следовательно, чем больше он будет знать слов, тем лучше он будет пользоваться своим слухом. В процессе обучения речи ребенок приобретает новые возможности слухового восприятия, то есть его слух улучшается одновременно с обучением речи (Л.П. Назарова, 2001).

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Анализ результатов констатирующего исследования
Первый этап исследования заключался в проведении анализа анамнестических данных (выяснение причин заикания, вид заикания, основные симптомы, частота судорог, характер судорог) и организации наблюдения. Анализ медицинских карт детей показал, что преобладающее большинство детей страдает от невротичес ...

Каковы организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП в специальных детских садах
С 3 лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности, могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные ...

Психические особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития ребенка. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Дошкольный возраст (с ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru