Делая попытку объективно рассмотреть влияние личности учителя на творческие способности детей, вероятно, следует первоначально уделить внимание отдельным частям общей концепции вопроса. В данном случае необходимо подойти к рассмотрению понятия способностей, а, главное, творческих способностей, личности учителя и личности ученика в динамичном временном аспекте. Поскольку центральным понятием, вокруг которого строится наше исследование, является понятие творческих способностей, то рассмотрим первоначально именно его.
Что такое способности? Какие способности выделяют в психологии?. С.Л. Рубинштейн начиная свою монографию, касающуюся вопроса способностей людей написал: «Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям».[69, 530] действительно, одни люди имеют способности к литературному творчеству, другие - к изобразительному, третьи — к техническому творчеству и так далее. Способности человека — деятельное выражение субъектности. Рассмотрим более детально.
«Внутреннее родство понятий «субъект» и «способности» состоит в их общей отнесенности к деятельности человека, к способам ее осуществления», отмечают В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев Заслуга разработки основных положений психологии способностей принадлежит С.Л. Рубинштейну, которые в дальнейшем были развиты работами отечественных психологов. Он пишет: «Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности .».
Всякая способность является способностью к какой-нибудь деятельности. Под способностями понимают свойства или качества человека, делающими его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Б.М. Теплов определяет понятие способностей как индивидуально-психологические особенности личности, которые выражают готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Он считал, что нельзя считать способностью любое свойство личности и ввел ограничения: способностью можно назвать только такое свойство личности, которое влияет на эффективность деятельности. К.К. Платонов же замечает: «а есть ли такие особенности свойства личности, которые бы косвенно не влияли на эффективность деятельности».
В отечественной психологии разработан точный теоретико-методологический фундамент исследования способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методики. Выделяют несколько критериев, по которым можно судить о выраженности способностей — результативность деятельности, скорость и успешность овладения необходимыми знаниями и навыками, оригинальность и самобытность выполнения работы, а также степень преодоления неблагоприятных условий среды.
Способности несут в себе природные предпосылки развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками. Это различие между людьми в задатках заключается прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата — в анатомо— физиологических, функциональных его особенностях. Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей. Задатки облегчают развитие способностей.
Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Задатки как природные особенности человека неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей. Задатки — лишь предпосылки развития способностей. Включаясь в развитие человеческой субъективности, задатки преобразуются и изменяются; они обусловливают развитие способностей человека, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его становления именно как человеческого существа. В связи с этим и как доказательство данному положению кратко затронем случаи, когда дети вырастали вне человеческого общества. Пытливые умы человечества издавна задавали себе вопрос: разовьются ли у человека речь и умственные способности, если он со дня рождения будет расти в полной изоляции от других людей?
На поставленный вопрос ответила сама жизнь. Так, французский философ Этьен Кондиляк в 1754 г. описал литовского мальчика, который жил среди медведей. Когда мальчика нашли люди, он не проявлял никаких признаков разума, не умел говорить и ходил на четвереньках. Прошло немало времени, пока мальчик научился понимать человеческую речь и разговаривать. Случаи, когда детей вскармливали животные, были известны не только в Литве, но и в Швеции, Бельгии, Германии, Голландии, Ирландии и Франции. И мало когда удавалось научить таких детей говорить соответственно своему возрасту, другими словами, впоследствии словарный запас таких детей был довольно скуден, несмотря на целенаправленное обучение, а речь напоминала телеграфную. Таким образом, помимо доказательства того, что задатки не предопределяют возможностей становления собственно человеческой психологии, со всей очевидностью можно утверждать, что «способности формируются в результате устанавливающейся в психической деятельности связи субъекта с объектами деятельности, жизненно важными для субъекта, являющимися условиями его жизни». Другими словами, различные способности определяются окружающей средой (что для нашего исследования является очень важным), характером требований, которые предъявляются к избранной человеком деятельности. «Социальная ситуация развития» - понятие, которое является центральным компонентом теорий многих отечественных психологов, среди которых имя Л.С. Выготского выделяется особо. Именно ему принадлежит заслуга разработки данного понятия с учетом динамики детского развития. Совокупность условий, с которыми приходится сталкиваться ребенку по мере его развития, и определяет в целом то, какими способностями он будет обладать. Н.В. Рождественская также отмечает, что «на проходившей в 1978 г. международной конференции по проблеме способностей было принято мнение тех западных ученых, которые считают, что наследственность и среда приблизительно в равной степени влияют на способности. Указывалось, что важность окружения растет с возрастом». Среди «помех» окружения психологи выделяют следующее: плохое питание и болезни, ограниченность чувственного опыта в дошкольные годы и интеллектуального в школьные, подавление независимости и конструктивных игр, семейное неблагополучие и отсутствие обнадеживающих планов на будущее, недостатки обучения, языковые трудности и непривлекательность взрослых ролей в подростковом возрасте. Так, например, биографы Леонардо да Винчи, неутомимого ученого — экспериментатора и гениального художника, неоднократно обращают внимание на те условия, в которых проходило его развитие: « .он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные во всей Италии. Винчи располагается на склоне горы Монте Альбано, одной стороной спускаясь в долину Арно, где лежит Флоренция. Другой стороной городок поднимается вверх, к таинственным скалам, где среди мшистых уступов прячутся многочисленные пещеры и текут холодные стремительные ручьи» Окружающая обстановка являлась предпосылкой для развития таланта и гения художника.
Информация о ообразовании:
Организация логопедической работы по преодолению дисграфии на основе нарушения
языкового анализа и синтеза у младших школьников
При организации коррекционного воздействия необходимо учитывать основные принципы логопедической работы . Патогенетический принцип (принцип учета механизма данного нарушения). В процессе логопедической работы по коррекции определенного вида дисграфии основной задачей логопедической работы является ...
Диагностирование успешности деятельности педагогов
С целью подтверждения (опровержения) выдвинутой нами гипотезы о том, что успешность и результативность деятельности педагога зависит от использования им опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности, нами были проведены психолого-педагогические исследования среди педаго ...
Воспитание личности ребёнка средствами изобразительного искусства
Воспитание дошкольника, формирование его личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. Задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством начиная с младшего возраста определены в созданных концепциях дошкольного воспитания. В каждой возрастной группе детей знакомя ...