Современные условия жизни и профессиональной деятельности представляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность профессиональной творческой деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в развитии человеческой личности, самопознания и самосовершенствования должны сегодня доминировать и быть главным в работе с детьми.
В нашей стране проблема здоровья приобретает исключительную значимость, так как статистические показатели здоровья убедительно свидетельствуют о тяжелом демографическом положении в России.
По данным академика, доктора медицинских наук, профессора Б.Н. Чумакова рождаемость в России упала, и резко возрос уровень смертности детей старше 1 года (более чем на 35 %). Число здоровых дошкольников сократилось в среднем по России до 15 %. Увеличилось число заболеваний детей с онкологией, с заболеваниями эндокринной системы, крови, астмы, органов пищеварения.
Социально-гинетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни самого человека. По данным Ю.П. Лисицина, Ю.М. Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.
Представляется, что главным результатом здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психо-эмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям .
Здоровье человека закладывается в раннем детстве и определяется как возрастными особенностями растущего организма, так и влиянием на него окружающей среды, условиями жизни.
Началом эпохи, названной "учением о здоровом ребенке", можно считать опыт отечественной педиатрии. Н.П. Гундобин обращал особое внимание на анатомо-физиологические особенности, и на их основе строил диагностические посылки, выбор рационального питания и режима жизни ребенка. В 1980 году И.И. Брехман ввел в научную литературу новый термин "валеология", которым обозначал направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного его формирования. Неоднозначны взгляды ученых на валеологию.
М.А. Аршавский рассматривает валеологию как новое понятие, предусматривающее создание совершенно новой дисциплины в системе медицинских знаний. И.М. Воронцов выделяет ее в особую науку, в силу того, что она отражает общие и фундаментальные закономерности природы человека. "Наукой позволяющей применить собственные усилия к сотворению здоровья" – называет валеологию В.В. Колбаков, акцентируя внимание на том, что "эта наука опирается на многовековой опыт медицины, обретенный и полузабытый и только начинающий формироваться". Сегодня большинство ученых относят валеологию к феномену нормального состояния человека в нормальной для него среде.
Информация о ообразовании:
Опыт применения отечественных нетрадиционных технологий в работе с аутичными
детьми
Рассмотрим опыт работы по социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма с применением нетрадиционных технологий в нашей стране. Организация реабилитационной помощи аутичным детям имеет ряд отличительных особенностей, одной из которых является ориентация на развитие и ...
Измерение качеств знаний и уровень их усвоения
Несмотря на богатый опыт работы школ, именно на проверке и оценке успешности учащихся проявляется субъективизм. Можно выделить два причины его возникновения, если не принимать во внимание личность учителя. Первый – что отсутствуют четкие требования к уровню знаний, умений, навыков, которыми могли б ...
Средства хореографии
Для достижения высоких показателей в соревнованиях немаловажное значение имеет уровень двигательной подготовки спортсменов, которого можно достичь, используя все средства хореографии. Основное содержание составляют движения классического, народного и современного бального танца. В самостоятельную г ...