Система развития внимания у дошкольников с ОНР

Страница 3

У дошкольников с ОНР необходимо развивать не только те свойства внимания, которые наименее сформированы (объем, продуктивность и устойчивость), но и те, которые имеют средний уровень развития (переключение и распределение).

3. В коррекционной работе использовались упражнения, предложенные различными авторами (Т.И. Обухова, Г.А. Волкова, Т.А. Ткаченко и др.), которые способствовали не только развитию свойств внимания, но и положительно влияли на развитие общей моторики, координацию движений, память, мышление, наблюдательность и способствовали формированию коммуникативных функций.

Общее недоразвитие речи - это речевая патология, при которой нарушены все компоненты речевой системы (фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Нарушение речи оказывает влияние на развитие интеллектуальной, волевой и сенсорной сфер.

По мнению Левиной Р. Е, одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания.

Внимание является базовым психическим процессом, "питающим" все другие психические функции и виды деятельности. Внимание обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения. Таким образом, от внимания зависят качество и результаты функционирования всей познавательной системы.

1. У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы речь, словесно-логическое мышление, зрительное восприятие, пространственные представления, координация движений, память. Внимание характеризуется неустойчивостью, быстрой истощаемостью, снижением объема, трудностями переключения и распределения.

2. Результаты практического изучения внимания у дошкольников с ОНР показали, что из двенадцати человек, только у троих детей (Маргарита А., Владислав З., Денис К.) средний уровень переключения и распределения внимания. У всех остальных детей (Екатерина Г., Денис Е., Татьяна К., Кирилл К., Дмитрий М., Семен М., Роман М., Елизавета П., Егор Х) низкий и очень низкий уровень развития переключения, распределения, продуктивности, устойчивости и объема внимания.

3. В процессе коррекционной работы учитывалась быстрая утомляемость и истощаемость внимания дошкольников с общим недоразвитием речи. Продолжительность занятий составляла не более 10-15 минут. Использовались уроки ритмики и логоритмики, с элементами игры. Частая смена форм деятельности позволила поддерживать внимание детей на достаточном уровне. Упражнения, активизирующие свойства внимания учили детей также правильно логически мыслить, сравнивать, обобщать, контролировать свою и чужую речь, развивали общую моторику, зрительную и слуховую память.

4. Внимание - это одна из важнейших психических функций, которая связана с умственным развитием ребенка и с познавательной деятельностью.

Развитие внимания зависит от позиции взрослого в общении с ребенком, от организации деятельности дошкольника. Режим дня служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания.

Страницы: 1 2 3 


Информация о ообразовании:

Обучение навыкам мышления в школе
Когда учителю задают вопрос: «Чего вы пытаетесь достичь в обучении своих учеников?», неизбежно следует ответ: «Я пытаюсь научить их думать». Преподаватели ставят перед учениками многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Н ...

Обучение способам словообразования детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизнедеятельности
Формирование грамматической стороны речи ребёнка – постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни. Практика рече ...

Недостаточное финансирование образования
Наиболее существенными причинами, по которым общество не желает платить за образование своих граждан, на наш взгляд, являются неразвитость гражданского общества, отсутствие привычки платить налоги, пренебрежительное отношение к интеллектуальной собственности. Отметим, что граждане государства, кото ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru