Процесс формирования орфографического навыка

Подробно о педагогике » Формирование правильного письма у младших школьников » Процесс формирования орфографического навыка

Страница 2

Фонематический слух возникает в процессе речевой де­ятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений:

а) аналитические упражнения на фонетическом, слово­образовательном, лексическом и морфологическом уровнях;

6) синтетические упражнения на этих же уровнях;

в) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение ор­фоэпии;

г) специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили;

д) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;

е) выразительное чтение, декламация;

ж) специальные упражнения в проговаривании;

з) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.

Проговаривание — это упражнение, которое положи­тельно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литератур­ное произношение) и орфографическим (буквенное про­изношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоре­чили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфо­эпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с яс­ным произношением букв (ммм-роо-ррр-ооо-ззз), с осо­бенным выделением орфограмм вырабатывает у учащихся внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.

Развивающийся фонематический слух способствует воз­никновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.

Орфографическая зоркость — это способность, уме­ние быстро обнаруживать в тексте, в словах и. их сочетани­ях орфограммы, а также определять их типы. Орфографи­ческая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.

Орфографическая зоркость формируется в процессе язы­кового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систе­матической отработке зоркость автоматизируется и стано­вится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способ­ности видеть допущенные ошибки. Стимулированием са­моконтроля является то, что самостоятельно сделанные ис­правления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопро­верки должны поощряться.

Сознательный подход к усвоению орфографии учащи­мися обеспечивает понимание языковых значений. В дан­ном случае под языковыми значениями понимается содер­жание целых высказываний, смысл отдельных предложе­ний, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фра­зеологических единиц, значения отдельных морфем в со­ставе слова, а также грамматическое значение слов, слово­форм и морфем.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Реализация педагогической модели формирования экономического мышления в опытно-экспериментальной работе
экономический школьник мышление педагогический Экономика – это особый мир, со своими законами и проблемами, драмами и противоречиями, он сложен и загадочен. Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И даже если вопросы эконом ...

Определение эффективности формирующего воздействия
Для определения эффективности формирующего воздействия необходимо также провести и количественное соотношение результатов. По результатам констатирующего эксперимента развитие коммуникативных способностей детей экспериментальной группы было следующим: на среднем уровне – 3 детей (60%), ниже среднег ...

Новые подходы в сфере управления: управление социальными изменениями
В последнее время в обсуждение управленческой деятельности стало включать в себя обсуждения «политической деятельности» как особой сферы, в которой формируются условия и задаются границы и рамки для управленческой деятельности. Как отмечает Г.П. Щедровицкий, политика является механизмом запуска и р ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru