Фонематический слух возникает в процессе речевой деятельности (аудирования и говорения), в процессе речевых упражнений:
а) аналитические упражнения на фонетическом, словообразовательном, лексическом и морфологическом уровнях;
6) синтетические упражнения на этих же уровнях;
в) работа над артикулированием звуков, развитие дикции, упражнения по усвоению интонации; усвоение орфоэпии;
г) специальные упражнения в словоизменении: пил, пила, пили;
д) специальные упражнения в словообразовании: сад, садик, садовый, садовник;
е) выразительное чтение, декламация;
ж) специальные упражнения в проговаривании;
з) общее речевое развитие: обогащение словаря, развитие механизмов образования морфологических форм, построение синтаксических конструкций и т.п.
Проговаривание — это упражнение, которое положительно сказывается на развитии фонематического слуха. Проговаривание может быть орфоэпическим (литературное произношение) и орфографическим (буквенное произношение). Чтобы орфоэпия и орфография не противоречили друг другу, необходимо практиковать перед письмом слова его двоякое прочтение, произношение: вначале орфоэпическое, а затем орфографическое. Проговаривание с ясным произношением букв (ммм-роо-ррр-ооо-ззз), с особенным выделением орфограмм вырабатывает у учащихся внимание к буквенному составу слова, умение замечать несовпадения произношения и написания, не подчиняться слепо произношению при письме.
Развивающийся фонематический слух способствует возникновению и развитию орфографической зоркости. Она, как и речевой слух, является одним из обязательных условий овладения орфографическими умениями и навыками.
Орфографическая зоркость — это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и. их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность являются одной из главных причин допускаемых ошибок.
Орфографическая зоркость формируется в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и букв, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы.
Орфографическая зоркость создает основу успешной самопроверки письменных работ учащимися, т.е. способности видеть допущенные ошибки. Стимулированием самоконтроля является то, что самостоятельно сделанные исправления не должны приводить к снижению оценки за письменную работу, наоборот, умения в области самопроверки должны поощряться.
Сознательный подход к усвоению орфографии учащимися обеспечивает понимание языковых значений. В данном случае под языковыми значениями понимается содержание целых высказываний, смысл отдельных предложений, оборотов речи, словосочетаний, значения слов и фразеологических единиц, значения отдельных морфем в составе слова, а также грамматическое значение слов, словоформ и морфем.
Информация о ообразовании:
Проект образовательного
модуля «Топ менеджеры будущего: современное управление»
Образовательный модуль «Топ менеджеры будущего: современное управление» проектируется как четвертый, итоговый модуль, назначение которого ориентация и понимание управленческой деятельности, совершение пробных управленческих действий и самоопределение школьников в отношении оргуправленческой деятель ...
Процесс формирования орфографического навыка
В области орфографии школьники овладевают умениями и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Такой навык в подавляющем большинстве случаев представляет собой физическое действие: с ...
Духовная музыка. Ее роль в воспитании школьников
Духовная музыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением ...