Процесс формирования орфографического навыка

Подробно о педагогике » Формирование правильного письма у младших школьников » Процесс формирования орфографического навыка

Страница 1

В области орфографии школьники овладевают умения­ми и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатыва­ются на основе многократных однообразных повторений. Такой навык в подавляющем большинстве случаев пред­ставляет собой физическое действие: скоропись, бег, мета­ние и т.д. Ко второму типу навыков относятся такие, кото­рые формируются на основе более или менее сложных ум­ственных действий и представляют собой «автоматизиро­ванные компоненты сознательного действия человека». Ор­фографический навык принадлежит ко второму типу навы­ков и на этом основании может рассматриваться как авто­матизированный компонент сознательной речевой дея­тельности человека (имеется в виду письменная речь).

С учетом характера орфограммы орфографические на­выки можно разделить на две крупные группы:

1) Навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок и суффиксов);

2) Навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе[6,92].

Орфографический навык формируется в процессе длитель­ных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях,таких,как:

— навык письма;

— умение анализировать слово с фонетической стороны;

— умение устанавливать морфемный состав слова;

— умение вычленять из слова орфограмму, требующую проверки;

— умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило;

— умение подобрать проверочные слова и др. Каждое из указанных умений само по себе создает только предпосылку для формирования орфографического навыка. Важно взаимодействие между ними.

Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней:

1. Учебная ситуация порождает потребность проверить орфограмму. Школьник ставит перед собой цель, осознает задачу.

2. Поиск способа выполнения действия: опора на знания, на правило, на указание, на прошлый опыт.

3. Составление алгоритма выполнения действия по правилу, планирование действия по этапам.

4. Выполнение действия по алгоритму, по правилу, по намеченному плану — поэтапно.

5. Повторное, многократное выполнение действия по плану, по алгоритму — в изменяющихся условиях и в вариантах, с постепенным «свертыванием» алгоритма.

6. Появление автоматизма безошибочного письма.

Постепенный отказ от правила.

Весь этот цикл не завершается в начальных классах, его относительное завершение относится к окончанию средней школы.

Для успешного формирования орфографического навы­ка необходимы определенные условия;

1. Развитие речевого (фонематического) слуха.

2. Развитие орфографической зоркости.

3. Понимание языковых значений.

4. Овладение умениями и простыми навыками, на которых основывается орфографический навык.

5. Умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить его алгоритм выполнения.

6. Выполнение достаточного количества практических упражнений.

7. Систематическая работа над ошибками.

Фонематический слух — это «способность человека к анализу и синтезу речевых звуков». С начала орфографи­ческой работы в школе в механизме фонематического слуха появляется новый аспект и новая функция: способность «слышать» в слове фонему в слабой позиции и немедленно, сразу проверять ее на основе аналогии, т.е. в родственных словах.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Особенности взаимодействия школы и семьи в преодолении склонности подростков к бродяжничеству
Проблема профилактики бродяжничества и беспризорности детей решалась нами в системе организации работы в школе и в семье подростка, находящегося в данной группе риска. О таких подростках, в современной школе, говорят, как о трудных. В этой связи работа с трудным подростком должна быть направлена на ...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников
Совершенствование орфографиче­ской грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учите­лями. В русском письме главным раз­делом, который определяет ведущий принцип орфографии, является пере­дача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство пра ...

Специфика профессионально деятельности педагога дошкольного образования
Психолого-педагогические характеристики личности и деятельности педагога дошкольного образования изучаются многими авторами. Деятельность педагога дошкольного образования, как отмечает ряд исследователей (И.А.Зимняя, С.Я.Ромашина, А.Н.Орлов, Н.П.Невзорова, М.П.Боброва), многоаспектна, носит стохаст ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru