Процесс формирования орфографического навыка

Подробно о педагогике » Формирование правильного письма у младших школьников » Процесс формирования орфографического навыка

Страница 3

Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нем корня и других морфем, для подбора про­верочных родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложе­нии. Понимание значения словосочетаний и предложений нужно для более точного понимания значения слов, для определения форм частей речи.

В современной методике правописания главным, реша­ющим фактором признается фактор сознательной рабо­ты учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:

а) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;

б) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;

в) словообразовательная структура слова, его морфемный

состав, словообразовательная модель, словообразова­тельное гнездо;

г) законы фонетики и графики;

д) правила орфографии и традиция.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обуче­нии. Зрительному запоминанию помогает применение пла­катов с трудными словами, с цветным выделением орфог­рамм. Рекомендуется много писать, списывание — один из важных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, вы­делить графически, изменить формы, проверить орфограм­мы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигателъный фактор, навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение при­держиваться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зави­сит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое на­писание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприя­тия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практику­ется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (бук­венное) проговаривание, что приучает школьников во вре­мя письма анализировать звуко-буквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквен­ное, а именно два варианта вместе, так как двойное произ­несение вырабатывает речевой слух. Проговаривание дол­жно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отме­тим еще раз важность сознательности всей деятельности уча­щихся, объяснения несовпадений звучания и письма, спосо­бов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.

Работа над ошибками — это актуализация цепи пра­вильных знаний и затормаживание неверных. Оправдала себя следующая «программа» работы над ошибками, пред­лагаемая учащимся (возможный вариант).

Памятка

Как работать над ошибками

1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Под­черкни букву, которую пропустил, обозначь ударение.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния муз ...

Как грамотно пользоваться ресурсами Интернет
Не секрет, что сегодня зачастую не нужно идти в библиотеку за информацией, когда под рукой ресурсы Интернет. Но работа только тогда становится творчеством, когда ее пропускают через сито строгого отбора. Ниже представлены рекомендации, которые могут быть вам полезны для грамотного пользования ресур ...

Методика использования литературных произведений в процессе ознакомления с природой на занятиях и в повседневной жизни с детьми группы «почемучки»
Если педагог хочет использовать в работе с детьми художественную литературу природоведческого характера, а без нее нельзя обойтись при знакомстве детей с природой, необходимо придерживаться методики использования литературных произведений. Прежде всего, педагог должен определить цель, для которой о ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru