Процесс формирования орфографического навыка

Подробно о педагогике » Формирование правильного письма у младших школьников » Процесс формирования орфографического навыка

Страница 3

Точное и ясное понимание значения слова нужно для выделения в нем корня и других морфем, для подбора про­верочных родственных слов, для определения части речи и формы слова, для ясного понимания его связей в предложе­нии. Понимание значения словосочетаний и предложений нужно для более точного понимания значения слов, для определения форм частей речи.

В современной методике правописания главным, реша­ющим фактором признается фактор сознательной рабо­ты учащихся, осознанного подхода к орфографическому явлению; при этом учитываются:

а) значение текста, предложения, словосочетания, слова, морфемы;

б) грамматическое значение слова, его грамматические связи в словосочетании и предложении;

в) словообразовательная структура слова, его морфемный

состав, словообразовательная модель, словообразова­тельное гнездо;

г) законы фонетики и графики;

д) правила орфографии и традиция.

Помимо фактора сознательного усвоения орфографии значительную роль играет зрительный фактор в обуче­нии. Зрительному запоминанию помогает применение пла­катов с трудными словами, с цветным выделением орфог­рамм. Рекомендуется много писать, списывание — один из важных видов упражнения, но списывание подкрепляется аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, вы­делить графически, изменить формы, проверить орфограм­мы, найти и исправить ошибки.

К зрительному фактору усвоения правописания тесно примыкает рукодвигателъный фактор, навык держания ручки, определение положения тела, тетради, умение при­держиваться строки, соблюдать поля, выдерживать размер и пропорции букв и т.д. Усвоение грамотного письма зави­сит также от каллиграфии: аккуратно, четко написанные буквы лучше воспринимаются и запоминаются. Плохое на­писание приводит иногда к ошибкам даже в тех случаях, когда нет орфограммы (так называемые «описки»).

Определенную роль в формировании орфографического навыка играет и слуховой фактор, т.е. слуховые восприя­тия собственной и чужой речи и ощущений, связанных с движениями органов речи в процессе говорения. Практику­ется орфоэпическое и вслед за ним орфографическое (бук­венное) проговаривание, что приучает школьников во вре­мя письма анализировать звуко-буквенный состав слов. Причем орфографическим целям служит не только буквен­ное, а именно два варианта вместе, так как двойное произ­несение вырабатывает речевой слух. Проговаривание дол­жно происходить не только вслух, но и мысленно, про себя, что приближает ученика к естественным условиям письма.

Уделяя внимание всем перечисленным факторам, отме­тим еще раз важность сознательности всей деятельности уча­щихся, объяснения несовпадений звучания и письма, спосо­бов проверки орфограмм, словообразовательного анализа.

Работа над ошибками — это актуализация цепи пра­вильных знаний и затормаживание неверных. Оправдала себя следующая «программа» работы над ошибками, пред­лагаемая учащимся (возможный вариант).

Памятка

Как работать над ошибками

1. Если пропущена, недописана или переставлена буква, напиши слово правильно, раздели его на слоги. Под­черкни букву, которую пропустил, обозначь ударение.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Понятие познавательный интерес
В изучении возможностей деятельности для становления личности школьника важнейшей проблемой учителя является обеспечение школьнику позиции субъекта деятельности, воспитание у него личностных свойств активности, самостоятельности, которые смогли бы уже в школьные годы содействовать его общественно-а ...

Предмет изучения информатики
Учитель: Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими. Из определения видно, что информатики есть как бы две стороны. С одно ...

Факторы и методы определяющие здоровый образ жизни
Факторы, определяющие формирование здоровья населения, должны изучаться комплексом общественных и естественных наук: показатели здоровья прерогатив медицинской науки, основа врачебной деятельности. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здо ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru