Использование в работе с дошкольниками произведений русских поэтов и писателей

Подробно о педагогике » Роль художественного слова и литературы в природоведческой работе с дошкольниками » Использование в работе с дошкольниками произведений русских поэтов и писателей

Страница 2

Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Одним из циклов для маленьких детей является цикл «Про животных» − «Про волка», «Про обезьянку», «Беспризорная кошка», «Мангуста», «Про слона» и др. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).

Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это «Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Летние дни», «Барсучий нос» и другие. В детском саду так же можно использовать его произведения.

Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.

Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений давно используют для чтения детям. Воспитательное значение поэзии А.С. Пушкина для детей дошкольного возраста огромно: его стихотворения «Зимний вечер», «Еще дуют холодные ветры…», пейзажные зарисовки из романов «Евгений Онегин» и «Цыганы», «Зимняя дорога» развивают нравственную и эстетическую восприимчивость. Эти художественные произведения рекомендованы для ознакомления детей программой «Пралеска». Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.

Многие стихотворения посвятил детям Н.А. Некрасов, часть из которых можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней («Дедушка Мазай и зайцы», «Пчелы», «Соловьи»). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: «Перед дождем» , «На ручей, рябой и пестрый…» и др.

Говоря о природоведческой литературе, которую педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения «Летний вечер», «Весенние воды», «Осенний вечер» считаются подлинными шедеврами русской поэзии. «Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства». В дошкольном учреждении мы можем использовать такие стихотворения, как «Зима недаром злится…», «Чародейкою зимой», «Пусть сосны и ели…», «Ещё земли печален вид», «В небе тают облака…», многие из стихотворений Тютчева рекомендованы программой «Пралеска» для ознакомления с ними детей дошкольного возраста.

Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. «Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в свое неповторимости: коростель «вполголоса скрипит», «краснеют по краям кленовые листы». В детском саду можно познакомить ребят с такими произведениями А.А. Фета – «Чудная картина», «Ласточки пропали», «Рад я дождю», «Кот поет…», «Мама! Глянь-ка…».

Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение «Травка зеленеет» с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы – «Старик», «Птичка», «Дети и птичка», − даже стихотворение «Осень» не наводит грусти.

«Летний дождь», «Ласточка примчалась», «Ласточка», «В мае», «Осень», «Весна» − эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. «Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру».

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Внеклассная работа по математике в начальной школе по теме: "Математическая ярмарка"
Цели: Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Формировать творческие способности учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математичес ...

Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми
Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся – чрезвычайно важная задача современной школы, так как от ее решения в значительной мере зависит эффективность их обучения и воспитания, социальная реабилитация. В школе для слабослышащих детей работа по развитию слухового восприятия проводится в ...

Общая характеристика контингента испытуемых
Констатирующий эксперимент проводился в ГБОУ СКОШ-И №101 I и II видов города Москвы. В констатирующем эксперименте участвовало пять учащихся 9 класса с нарушением слуха. Сводные данные о детях, участвовавших в эксперименте, представлены в таблице №1. Таблица №1 Сведения о контингенте детей, участву ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru