Программа по математике в начальных классах является органической частью курса математики средней школы. В настоящее время существует несколько программ обучения математике в начальных классах. Самой распространенной является программа по математике для четырехлетней начальной школы. Эта программа предполагает, что изучение соответствующих вопросов будет проводиться в течение четырех лет.
В программе заложена возможность реализации межпредметных связей между математикой, трудовой деятельностью, развитием речи. Программа предусматривает расширение математических понятий на конкретном жизненном материале, что дает возможность показать детям, что все те понятия и правила, с которыми они знакомятся на уроках, служат практике, понимания связи между наукой и практикой. Программа по математике позволит вооружить детей умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых учебных и практических задач, воспитания у них самостоятельности и инициативы.
Параллельно традиционной программе существует интегрированный курс «Математика и конструирование», авторами которого являются С.И. Волкова и О.Л. Пчелкина. Данный курс представляет собой объединение в одном предмете двух разноплановых по способу овладения ими предметов: математики, изучение которой носит теоретический характер и трудовое обучение: формирование умений и навыков, которое носит практический характер.
Наряду с курсом «Математика и конструирование» существует курс «математика с усилением линии развития познавательных способностей учащихся», авторы С.И. Волкова и Н.Н. Столярова. Этот курс характеризуется теми же базисными понятиями и их последовательностью, что и действующий в настоящее время курс математики в начальной школе. Одной из основных целей курса стало создание действенных условий для развития познавательных способностей и деятельности детей, их интеллекта и творческого начала, расширение их математического кругозора.
Среди программ, рассмотренных выше, существуют программы развивающего обучения. Программа развивающего обучения Л.В. Занкова является альтернативной системе обучения, которая действовала и действует в практике. Геометрический материал пронизывает все четыре курса начальной школы, т.е. он изучается во всех четырех классах по сравнению с традиционной системой.
Анализируя систему изучения геометрических понятий и отношений как в традиционной, так и в альтернативных системах обучения математике в начальной школе, можно придти к выводу о том, что геометрические знания рассматриваются как нечто второстепенное, не имеющее самостоятельной ценности и самостоятельного значения, дополнительное к арифметическим знаниям. При этом объем геометрических представлений младшего школьника, определенный программой начальной, является весьма небольшим и ограничивается только знакомством с плоскими геометрическими фигурами, не затрагивая даже отношений между ними на плоскости (не говоря уже о пространстве). Единственное отношение, изучаемое в начальной школе, – это отношение равенства (равные отрезки, равные стороны, равные площади), которые проверяются либо непосредственным наложением в 1-м классе или измерением во 2-м и 3-м классах, а равенство площадей – в основном вычислением в 3-м и 4-м классах. Иными словами, обучение геометрии в начальной школе сводится в основном к измерительной деятельности, что иллюстрирует связь понятий «длина» и «площадь» с понятием «натуральное число» и удовлетворяет в основном потребность в формировании практических измерительных навыков младших школьников. Однако такое обучение не решает проблемы развития геометрического мышления, которое является весьма значительным в развитии пространственного мышления в широком смысле. Этот вывод подтверждается материалами структурного анализа системы изучения элементов геометрии (и пространственной в том числе) четырех наиболее популярных в настоящее время систем обучения младших школьников математике – традиционных учебников по программам 1 – 3 и 1 – 4, а также альтернативных учебников И.И. Аргинской и Н.Б. Истоминой, проведенный кандидатом педагогических наук А.В. Белошистой. Количественные данные этого анализа отражены в следующей таблице:
учебники |
класс |
Всего заданий в учебниках |
Всего геометрических заданий |
% геометрических заданий от общего количества |
Из них на измерение длин, периметра, площади |
% заданий на измерения от всех геометрических |
% заданий на «геометрию формы» от всех заданий учебника | |
Система 1 – 3 |
1-й |
783 |
8 |
1 |
6 |
47 |
0,2 | |
2-й |
1253 |
61 |
4,8 |
51 |
84 |
0,7 | ||
3-й |
1320 |
47 |
3,6 |
33 |
70 |
1,1 | ||
Система 1 – 4 |
1-й |
378 |
26 |
6,9 |
19 |
73 |
1,9 | |
2-й |
761 |
27 |
3,5 |
23 |
85 |
0,5 | ||
3-й |
1113 |
59 |
5,3 |
51 |
74 |
0,7 | ||
4-й |
1155 |
46 |
4,0 |
34 |
86 |
1,0 | ||
Учебники И.И. Аргинской |
1-й |
578 |
119 |
20,5 |
22 |
18,5 |
16,6 | |
2-й |
763 |
86 |
11,3 |
25 |
29,0 |
8,0 | ||
3-й |
745 |
88 |
12,0 |
34 |
38,6 |
7,4 | ||
Учебники Н.Б. Истоминой |
1-й |
532 |
77 |
14,0 |
30 |
39,0 |
8,5 | |
2-й |
595 |
67 |
11,0 |
41 |
61,0 |
4,3 | ||
3-й |
633 |
56 |
9,0 |
22 |
39,0 |
5,5 | ||
Информация о ообразовании:
Лекция - визуализация
Развитие отечественной образовательной системы, её гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция визуализация, лекция – пресс-конференц ...
Как написать эссе
В университете вам предстоит выполнять различные виды самостоятельных исследовательских работ (эссе, реферат, доклад и др.). Отметим, что эссе в ряду этих работ занимает одно из первых мест. Помните, что от того, насколько хорошо вы сумеете изложить свои мысли на бумаге, может зависеть ваша оценка. ...
Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе
Школьные педагоги и психологи уже многие годы вводят в обучение различные педагогические технологии, позволяющие сделать педагогический процесс более насыщенным и интересным. Одной из таких эффективных технологий может стать включение в преподавание различных арт-технологий. В основе арт-технологий ...