Игры-драматизации отличаются тем, что в них разыгрываются сценки (мини-спектакли) с игрушками. Вначале режиссером бывает сам воспитатель, позднее режиссером становится ребенок. Игры такого рода предоставляют возможность для воспроизведения определенных жизненных ситуаций, в которых дети упражняются в употреблении предлогов, изменении глаголов, согласовании существительных с прилагательными.
Основные педагогические требования к этому методу аналогичны тем, которые предъявляются и к дидактическим играм.
Большое значение логическим упражнениям в обучении придавал К. Д. Ушинский. Он справедливо считал, что упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики.
Основная задача этих игр-занятий - воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом.
Упражнение - многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря упражнениям дети овладевают различными способами умственной деятельности, у них формируются разнообразные умения.
Значительная часть содержания дошкольного обучения может быть усвоена ребёнком посредством упражнений. Многие упражнения носят предметный характер, то есть их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала.
В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа.
В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая педагогу (подражательные упражнения).
Упражнения другого типа называются конструктивными, потому что в них ребёнок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога. И, наконец, ребёнок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.
Упражнения проводят в определенной системе, которая выстраивается на основе постепенно усложняющихся знаний и умений, а также соответствует программе обучения для конкретной возрастной группы. Усложнение упражнений происходит за счёт изменений в характере знаний и умений, которые даются ребёнку, а также за счёт увеличения (уменьшения) времени их выполнения.
Специфика упражнений, которые используются в дошкольном обучении, состоит в том, что они, как правило, бывают включены в интересную, понятную ребёнку практическую или умственную деятельность. Особое место занимают упражнения, которые входят в дидактические игры.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).
Овладение грамматическим строем языка находится в зависимости не только от речевого общения с окружающими и от подражания речи взрослых, но также от восприятия окружающей действительности, от непосредственной практической деятельности и потребностей ребенка. У него вырабатывается речевой стереотип только при условии связи слов и их форм с фактами действительности. Поэтому так важно организовать деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями. Установление и осознание ребенком существующих в природе связей и зависимостей находят отражение в увеличении объема предложений, в построении сложных речевых конструкций, в употреблении союзов чтобы, так как, поэтому.
Разговорная речь детей формируется во время разговора воспитателя с ними в повседневной жизни. Чрезвычайно важно в течение дня найти время и место для разговора с каждым ребёнком отдельно или в маленькой группе. Надо поговорить с ребёнком так, чтобы у него осталось удовлетворение, даже радость от того, что его выслушали.
Если в разговоре воспитательница проявляет живой искренний интерес к ребёнку, к содержанию его речи, то он чувствует себя смелее, увереннее и доверчиво рассказывает обо всём, что его интересует. Разговор с ребёнком даёт воспитателю возможность ближе узнать его внутренний мир, интересы, уровень развития речи.
Разговор воспитателя с ребёнком должен проходить в спокойной обстановке, а не на ходу. Внимание к одному ребёнку не должно отвлекать воспитательницу от других детей. Разговаривая с одним или несколькими детьми, надо видеть остальных детей, знать, кто, чем занят, кто, где играет.
В детском саду в течение дня есть такие периоды, когда индивидуальный разговор наиболее уместен. Это утренние часы сбора детей, вечернее время, когда дети постепенно начинают расходиться по домам, самостоятельные игры и занятия детей на прогулке.
Информация о ообразовании:
Анализ фронтального логопедического занятия, проведенного учителем – логопедом
на логопункте СОШ №2
Занятие проводилось в классе на логопункте СОШ №2. Тема урока: «Дифференциация предлогов и приставок». Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей. Используемый материал доступен для детей. Цели занятия поставлены правильно. Методы и приемы подобраны продуманно ...
Основные понятия и определения
В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активност ...
Теоретические основы формирования словообразования
Словообразование – раздел языкознания, в котором излагаются способы и средства образования слов, их строение. Изучение законов словообразования помогает понять происхождение слов, создание новых слов в языке, а правильный анализ слова способствует овладению орфографией, освоению правописания слов. ...