Гуманитарные основы учебного предмета “психология”

Подробно о педагогике » Особенности преподавания психологии как учебного предмета » Гуманитарные основы учебного предмета “психология”

Страница 1

преподавание психология учебный предмет

Анализируя социокультурные процессы, происходящие в общественном сознании, можно говорить о психологизации общества, которая представляется картиной пестрой, неоднородной. Одна сторона - множество высших учебных заведений, выпускающих специалистов-психологов, а специалисты-непсихологи, будучи еще студентами, также изучают психологию в различных учебных курсах, направленных на усиление гуманитарного знания в любой профессии. Сегодня психология - одна из ведущих гуманитарных дисциплин. Вторая сторона - стихийное формирование психологического знания у населения за счет информационного потока СМИ, художественной литературы, обращения к практикам парапсихологических наук. Третью грань происходящей психологизации общества мы видим во введении учебной дисциплины «Психология» в учебные планы средних школ.

Современное состояние психологии как учебного предмета и в школе, и в вузе замечательно тем, что те, кто преподают, и те, кто изучают психологию, не испытывают недостатка в учебниках и учебных пособиях. Учебников великое множество, «хороших и разных», написанных с различных позиций. Преподаватели имеют право выбирать ту основную книгу, на которую они будут чаще всего ссылаться, а учащиеся (школьники и студенты) могут ее приобрести наравне с другой учебной литературой. Многообразие учебников -несомненное благо для образования, однако есть проблемы, вызванные кризисом жанра учебной литературы.

В.М. Букатов, говоря о современном учебнике, сравнивает его с музеем, «в котором громоздятся беломраморные копии и их фрагменты с прежде блестящих оригиналов». Автор проводит аналогию с римлянами, которые, будучи великими завоевателями, уничтожая благородные скульптуры из бронзы, созданные греками, оставили в истории человечества мраморные копии. Культурные традиции римлян распространялись и на область знаний, хотя здесь возникали проблемы понимания. «Воинственные чужестранцы-римляне ни в греческих «историях», ни в греческих «теориях» естественной для себя явленности, ясности, освещенности познаваемого не усматривали. Образ ученика, распознающего, понимающего и приумножающего знания, заменяется образом ученика, схватывающего и вяжущего чужую ученость, прилагающего усилия, чтобы О-ВЛАДЕТЬ истиной. Оказалось, что знания и истины могут быть не только чужими, но и бездушными слагаемыми некой научной империи.

Открытый римлянами путь понимания как имания отчужденных от людей истин и знаний оказался результативным, и благодарные потомки . толпой устремились по нему к светлой эпохе всеобщего технократизма».

Для того чтобы знания были восприняты и поняты учащимися, преподаватели стремятся использовать различные методы в преподавании научной дисциплины.

И, несмотря на это, дискурсивно-логические методы преподавания психологии явно превалируют в сравнении с методами интуитивно-художественного познания и реконструкции психических явлений, которые все еще располагаются на периферии нынешнего состояния психологических исследований.

Непреложное требование дидактического принципа научности заключается в том, что психология как учебная дисциплина должна отражать уровень современной психологической науки. «В то же время мы должны учитывать многоцелевое назначение учебных курсов психологии, многообразие когнитивных установок, ожиданий и возможностей учащихся и изучающих психологию». Реализовать такой подход можно, используя произведение искусства как средство психологического познания.

Произведение искусства не просто копия изображенной действительности, оно несет в себе отпечаток личности творца, его видения, отношения, понимания, его намерения сказать о себе через изображение другого. В гуманитарных науках, какой осознает себя современная психология, познание основано не на подведении под общий закон, а на «усмотрении», духовном видении предмета. В совершенстве методом «усмотрения» владеют великие писатели. К открытию истины писатель идет другим путем: в отличие от психолога, он использует интуицию и чувства, что позволяет ему понять и почувствовать то, что порой не может сделать иной психолог, руководствуясь только традиционными средствами познания (тесты, опросники и т.д.). И не случайно в последнее время раздается все больше призывов использовать герменевтические методы познания психического, основанные на понимании и прочувствовании другого.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Диагностика представлений старших дошкольников об изобразительном искусстве и практических навыков в рисовании природы
Практику проходила в старшей группе №4 ДОУ №110 г. Ульяновска. Работа по теме включала два направления: 1. Диагностика знаний, умений и навыков. 2. Планирование работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями живописи на примере жанра пейзажа. Для выявления представлений детей об изобр ...

Личностно-развивающее образование в современной педагогике
Личностно-развивающее образование в психологических, педагогических теориях и школьной практике находится на начальном этапе осмысления. Его истоки мы находим в развивающем и личностно-ориентированном типах образования. В отечественной науке имеются различные подходы к решению проблем развивающего ...

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния муз ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru