Английская образовательная система характеризуется определенным прагматизмом, то есть направленностью на практику. В этом ее основное отличие от так называемых энциклопедических систем, таких, как Россия, где преобладает стремление научить как можно большему числу дисциплин и в обязательном порядке. В Англии же обязательных предметов в старшей школе было до 1988 года всего четыре: английский язык и литература, математика, религия и естествознание. Естествознание как обязательный предмет было введено в 1988 году с принятием закона о реформе образования.
Целью реорганизации было повышение качества образования, так как ряд исследований показал отставание английских школьников по ряду предметов от учащихся других стран. Основные изменения произошли в содержании образования. Вместо четырех обязательных предметов было принято десять.
Принят был и переработанный национальный учебный план, аналог российского образовательного стандарта. В него входит также базисный план, в котором перечислены обязательные предметы, на каких ступенях обучения они изучаются, и примерный объем учебного времени.
Образовательная область биологии имеет два уровня подготовки, и, следовательно, определено два базовых содержания: одно для общеобразовательной подготовки, другое для более глубокого изучения. В отличие от российского разделения содержания на три линии: организм, надорганизменные системы, многообразие и эволюция, в национальном плане биологии выделяются четыре таких линии. Первая содержательная линия включает процессы, проходящие на уровне клеточной организации; вторая – человеческий организм; третья – эволюционные процессы и четвертая линия – процессы в окружающей среде. На уровне углубленного изучения все эти линии расширяются и дополняются некоторыми темами, к тому же учащиеся изучают еще один раздел, посвященный зеленым растениям.
Учитывая, что реформа образования и принятие стандарта были направлены на повышение качества образования, то конечно месту контроля и оцениванию успешности учащихся в национальном учебном плане уделяется повышенное внимание. Так каждая дисциплина, в том числе и биология, имеет восемь уровней усвоения материала или компетентности, в которых прописаны требования к знаниям и умениям учащихся. От уровня к уровню происходит смена критериев, они требуют большей системности знаний и глубины. Так, например, учащийся владеет знаниями предмета на первом уровне, если узнает организмы по внешним признакам, описывает их, используя, при этом такие названия как голова, рука, лист и т.п. На четвертом уровне учащиеся уже описывают отдельные органы, указывают их местоположение в организме, на шестом – они знают процессы, происходящие в органах и организмах, используют при этом научную терминологию, согласно программе.
Несмотря на то что, уровней выделено восемь, в основном учащиеся овладевают предметом до шестого уровня. Последних уровней достигает небольшое количество учащихся, и они считаются уровнями исключительного владения предметом, их овладение возможно на последующих ступенях обучения.
Оценка достижений учащихся происходит в виде текущего контроля и в виде экзамена, который в средней школе проходит дважды: для 14-летних и 16-летних учеников. Задания в основном тестовые, направленные на выявление знаний и умения их применять на практике. Тестовые задания составляются ежегодно на основе уровней усвоения и программ. Согласно существующим уровням владения учебным материалом, которые являются эталонными, и происходит оценка учащихся. В старших классах средней школы учащийся, владеющий четвертым уровнем, оценивается низким баллом.
Вообще в Англии существует несколько систем оценивания, например: General Certificate of Secondary Education (GCSE) - это система экзаменов по отдельным предметам, которая заменяет бывшую ранее в действии двухуровневую систему аттестации выпускников школ. По каждому из выбранных предметов ученик сдает экзамен, в результате которого он может получить одну из семи отметок: A, B, C, D, E, F или G. Если же ученик не показывает знаний, достаточных для получения низшей отметки, G, то сертификат ему не выдается. Еще одна система отметок – это A-level (Advanced) этот экзамен обычно сдается через два года обучения после получения GCSE. НА сдачу этого экзамена готовятся в шестых классах обычных школ, в колледжах шестого класса или в колледжах дальнейшего образования. Традиционно студенты выбирают изучение двух или трех предметов, лежащих в одной области наук, например, языки, технические или гуманитарные дисциплины. Однако, в последнее время появилась тенденция готовиться к разным по природе своей предметам. Проходных баллов пять: от A (отлично) до E (удовлетворительно). Не показавшим достаточных знаний выставляется оценка N. Недавно была введена оценка 'super-A' для особо одаренных учеников.
Информация о ообразовании:
Получение сульфата меди реакцией обмена
Демонстрация способа получения сульфата меди предварительно проводится учителем на уроке «Взаимодействие кислот с оксидами металлов». При этом выделяются те части его, которые потом предстоит выполнять самостоятельно на практической работе. Прежде, чем приступить к выполнению опыта, ученикам следуе ...
Активная мыслительная
деятельность учащихся как основа усвоения знаний
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. В новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "…проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой ...
Роль педагога в воспитательном процессе
Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника. Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформу ...