одаренный педагогический школа ребенок
Принято считать, что диагностика одаренности – дело психологов, а обучение, равно как воспитание и развитие, – обязанность педагогов и родителей. Однако со стороны педагогов возникают вопросы, может ли развивать одаренность (потенциал личности) тот, кто не способен к ее диагностированию, тот, кто «слеп» к ее основным внешним и внутренним проявлениям?
Стало традицией, что проблема диагностики рассматривается психологией на двух уровнях: концептуальном (разработка концепции одаренности) и методическом (методики диагностики). В результате реальный механизм, действующий в педагогической практике, обычно выглядит так: на основе концепции разрабатываются методики, затем практические психологи проводят диагностику и сообщают результаты учителям, которые с этим должны что-то делать. Таким образом, оказывается, что диагностика существует практически автономно от практики.
По словам А. Савенкова, принципиально важно в процессе диагностики не только наличие концепции одаренности и адекватного ей методического, диагностического инструментария, но и системы организационно-педагогических мер, благодаря которым диагностика становилась бы неотъемлемой частью педагогического процесса.
Как известно, методик диагностики «для психологов» в последнее время публикуется много (обсуждение их качества – отдельный вопрос). Напротив, методики «для педагогов» и «для родителей» продолжают оставаться «педагогической экзотикой».
В теории обучения и мировой педагогической практике сложилось несколько стратегических линий разработки содержания обучеия одаренных детей. За точку отсчета принимается содержание образования их «ординарных», «нормальных» сверстников. В этих условиях можно вычленить два основных подхода к решению этой проблемы – один базируется на изменении количественных, другой – качественных характеристик. К количественным характеристикам содержания образования относятся в первую очередь – объем и темп (интенсивность); к качественным – характер его подачи (алгоритмизированный, эвристический и др.).
«Стратегия ускорения» предполагает увеличение темпа прохождения учебного материала. Как и любая педагогическая идея, эта «стратегия» имеет свои положительные черты и свои недостатки. Очевидное превосходство над сверстниками в умении видеть сущность проблемы, любознательность, выдающиеся способности к запоминанию материала, независимость суждений и многие другие качества, отмечаемые у этой категории детей, заставляют многих педагогов склоняться к мысли, что эти дети, обучаясь в традиционном темпе, попросту «теряют время».
Исследования, проведенные многими специалистами в разных странах, свидетельствуют о том, что «ускорение» позволяет одаренному ребенку оптимизировать темп собственного обучения, что благотворно сказывается на общем интеллектуально-творческом развитии. Претензии, высказываемые к тому, что у этих детей возникают сложности в общении, не всегда оправданны. Все зависит от форм организации этого «ускорения».
Как известно, в качестве организационных вариантов «ускорения» могут рассматриваться более быстрый (по сравнению с традиционным) темп обучения всей группой одновременно и перескакивание одаренного ребенка через уровень (более ранее изучение школьного материала, например с 5 лет) и другие варианты. В первом случае дошкольное учреждение должно работать в русле «совместно-раздельного подхода» к обучению со школой.
«Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, – интенсивности обучения. Она, в определенном смысле, является альтернативой «стратегии ускорения».
Как известно, встречаются дети, бесспорно, относящиеся к числу одаренных, но опережение ими сверстников охватывает только сферу умственного развития. По уровням социального и физического развития они могут находиться в норме или даже отставать от нее. Дисбаланс в уровнях развития этих сфер – явление довольно распространенное, и даже, можно сказать, для большинства одаренных детей естественное.
Эта «стратегия» имеет ряд вариантов реализации. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» интенсификацию. «Горизонтальная» предполагает дополнение традиционного плана воспитания и обучения новыми, обычно не включаемыми в дошкольном возрасте предметами. В практике это обычно – изучение иностранного языка, и др.
«Вертикальная стратегия» предполагает обращение к более высоким уровням овладения тем или иным предметом, ориентирована на качественно иной уровень подготовки, соответствующий более высоким уровням развития личности. Варианты такого вида «интенсификации» широко распространены в современной педагогике.
На основе изменения качественных характеристик содержания образования можно выделить ряд стратегий обучения одаренных детей. Они более многочисленны, но при этом могут быть обозначены одним термином – «обогащение». Он непривычен для отечественной дидактики, однако наиболее полно характеризует суть явления и приобретает все большую популярность.
Информация о ообразовании:
Историко-ретроспективный контекст профилактики бродяжничества в России
Учитывая существующее в современной науке представление о том, что беспризорность и безнадзорность следует рассматривать как социальные факторы, провоцирующие бродяжничество и в то же время выступающие в качестве одних из возможных его следствий, считаем правомерным проанализировать их в комплексе. ...
Содержание методики использования средств плавания в физическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста
Возможность постоянного поиска эффективных путей укрепления здоровья детей убеждают в том, что еще не полностью реализуется оздоровительное влияние различных средств физического воспитания, а точнее их сочетание. В некоторых методиках не учитывается сопряженное воздействие видов двигательной активн ...
Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля
деятельности
Уже было сказано выше, что индивидуальный стиль педагогической деятельности зависит от особенностей структуры личности педагога, ее индивидуальных свойств. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности: подструктура направленност ...