Рис. 7. Динамика изменений образной памяти на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Динамику изменений образной памяти на констатирующем и контрольном этапе исследования можно увидеть и на рис.7:
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают:
1. произошло значительное повышение продуктивности образной памяти у испытуемых детей старшего дошкольного возраста. Это выражается в следующем:
- степень развития образной памяти старших дошкольников повысилась – стали преобладать высокий и средний уровни развития образной памяти;
- увеличились объем и продуктивность памяти;
- дети преимущественно прибегают к частичному способу запоминания;
- сохраняются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
- хотя детям по – прежнему легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве правильно воспроизведённых конкретных и абстрактных фигур значительно сократился;
- дети чаще используют такие приёмы запоминания как вербализация, ассоциативные методы, смысловая группировка;
- дошкольники стали применять несколько способов запоминания одновременно;
- увеличилась концентрация внимания и его распределение;
- повысился уровень самоконтроля и самоорганизации;
- отмечается положительный фон настроения при выполнении упражнений;
- улучшилась дифференцировка схожих признаков (цвет, форма, размер).
2. Наиболее эффективное развитие образной памяти происходит при применении системы работы с использованием дидактических игр и упражнений, развивающих образную память детей старшего дошкольного возраста.
Программа позволила:
- достичь более легкого овладения детьми приёмами запоминания, умения их сочетания и использования в новых условиях;
- изменить характер воспроизведения (ребенок свободно меняет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом);
- сформировать четкую структуру зрительных и слуховых образов и развить способность связывать образы с прошлым опытом;
- улучшить состояние общей и мелкой моторики.
Таким образом, специально организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в форме дидактических игр и упражнений, направленная на развитие образной памяти, способствовала повышению уровня её развития.
Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Это обусловлено значением образной памяти в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью данной проблемы.
Из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что память в филогенезе имеет развитие: моторная → аффективная → образная → логическая. Старший дошкольный возраст – время интенсивного развития образной памяти.
Проблема развития образной памяти в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в наши дни актуальна и мало исследована, она требует практического и теоретического решения.
В данном исследовании выявлялась эффективность пути развития и совершенствования образной памяти старших дошкольников в игровой деятельности.
Наряду с другими методами нами был использован эксперимент.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что в результате проведённой развивающей работы:
1. произошло значительное повышение продуктивности образной памяти у испытуемых детей старшего дошкольного возраста. Это выражается в следующем:
- степень развития образной памяти старших дошкольников повысилась: стали преобладать высокий и средний уровни развития образной памяти;
- увеличились объем и продуктивность образной памяти;
- дети преимущественно прибегают к частичному способу запоминания;
- сохраняются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
- хотя детям по-прежнему легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве правильно воспроизведённых конкретных и абстрактных фигур значительно сократился;
Информация о ообразовании:
Методы развития коммуникативных способностей у детей с заиканием
Заикание существенно отражается на формировании личности. Хронификация этой речевой патологии часто приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации. По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, которая развивается в процессе деятельно ...
Процесс формирования орфографического навыка
В области орфографии школьники овладевают умениями и навыками. В психологии различают два типа навыков. К одному из них относятся навыки, которые вырабатываются на основе многократных однообразных повторений. Такой навык в подавляющем большинстве случаев представляет собой физическое действие: с ...
Информационные технологии и
их роль в современном мире и образовании
информационный технология иностранный язык В настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование в самых различных ...