Рис. 7. Динамика изменений образной памяти на констатирующем и контрольном этапе исследования.
Динамику изменений образной памяти на констатирующем и контрольном этапе исследования можно увидеть и на рис.7:
Таким образом, результаты контрольного эксперимента показывают:
1. произошло значительное повышение продуктивности образной памяти у испытуемых детей старшего дошкольного возраста. Это выражается в следующем:
- степень развития образной памяти старших дошкольников повысилась – стали преобладать высокий и средний уровни развития образной памяти;
- увеличились объем и продуктивность памяти;
- дети преимущественно прибегают к частичному способу запоминания;
- сохраняются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
- хотя детям по – прежнему легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве правильно воспроизведённых конкретных и абстрактных фигур значительно сократился;
- дети чаще используют такие приёмы запоминания как вербализация, ассоциативные методы, смысловая группировка;
- дошкольники стали применять несколько способов запоминания одновременно;
- увеличилась концентрация внимания и его распределение;
- повысился уровень самоконтроля и самоорганизации;
- отмечается положительный фон настроения при выполнении упражнений;
- улучшилась дифференцировка схожих признаков (цвет, форма, размер).
2. Наиболее эффективное развитие образной памяти происходит при применении системы работы с использованием дидактических игр и упражнений, развивающих образную память детей старшего дошкольного возраста.
Программа позволила:
- достичь более легкого овладения детьми приёмами запоминания, умения их сочетания и использования в новых условиях;
- изменить характер воспроизведения (ребенок свободно меняет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению, вызывает образ предмета не только внешними предметными сигналами, но и произнесённым словом);
- сформировать четкую структуру зрительных и слуховых образов и развить способность связывать образы с прошлым опытом;
- улучшить состояние общей и мелкой моторики.
Таким образом, специально организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в форме дидактических игр и упражнений, направленная на развитие образной памяти, способствовала повышению уровня её развития.
Из всех видов памяти – моторной, эмоциональной, образной и словесно-логической, особое внимание в этой работе уделяется образной памяти. Это обусловлено значением образной памяти в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста и недостаточной изученностью данной проблемы.
Из анализа литературы по исследуемой теме было выявлено, что память в филогенезе имеет развитие: моторная → аффективная → образная → логическая. Старший дошкольный возраст – время интенсивного развития образной памяти.
Проблема развития образной памяти в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в наши дни актуальна и мало исследована, она требует практического и теоретического решения.
В данном исследовании выявлялась эффективность пути развития и совершенствования образной памяти старших дошкольников в игровой деятельности.
Наряду с другими методами нами был использован эксперимент.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о том, что в результате проведённой развивающей работы:
1. произошло значительное повышение продуктивности образной памяти у испытуемых детей старшего дошкольного возраста. Это выражается в следующем:
- степень развития образной памяти старших дошкольников повысилась: стали преобладать высокий и средний уровни развития образной памяти;
- увеличились объем и продуктивность образной памяти;
- дети преимущественно прибегают к частичному способу запоминания;
- сохраняются большие индивидуальные различия в скорости запоминания и воспроизведения материала;
- хотя детям по-прежнему легче запоминать и воспроизводить изображение конкретных предметов, чем абстрактных, однако разрыв в количестве правильно воспроизведённых конкретных и абстрактных фигур значительно сократился;
Информация о ообразовании:
Диагностика представлений старших дошкольников об изобразительном искусстве
и практических навыков в рисовании природы
Практику проходила в старшей группе №4 ДОУ №110 г. Ульяновска. Работа по теме включала два направления: 1. Диагностика знаний, умений и навыков. 2. Планирование работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями живописи на примере жанра пейзажа. Для выявления представлений детей об изобр ...
Интернет-поддержака педагогического опыта
Данный проект разработан творческой группой учителей средней школы №7 г.Павлово Нижегородской области в рамках предмета "Мир вокруг нас". В разработке проекта принимали участие все учителя начальной школы №7, учитель информатики Воронина Вероника Вадимовна, зам директора по учебной и восп ...
Развитие слухового восприятия слабослышащих учащихся на индивидуальных
занятиях
Прежде чем определить задачи работы по развитию слуха детей, следует подчеркнуть большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, оставленных им природой, что необходимо учитывать при развитии слухового восприятия. Одни из них слышат шепот только у самой ушной раковины, другие - даже ...