Основной целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась проверка эффективности применения художественного общения как педагогического средства в процессе формирования духовной культуры школьников.
На данном этапе нами был разработан урок «музыка церкви и костела. Библейские сюжеты».
Духовно-творческие ситуации были связаны с организацией двух основных типов художественного общения: внутреннего (диалог со вторым «Я», с композитором или героем произведения; с произведением музыкального искусства в целом, его смысловым содержанием) и внешнего (диалог о музыке и по поводу музыки с учителем, одноклассниками) диалогов. Содержанием духовно-творческих ситуаций стали задачи, факты, которые ставили школьника перед необходимостью понимать поступки или поведение героев произведения и давать ему нравственную оценку; обосновывать личную и социальную значимость действий и поступков героев; находить нравственно оправданную цель этих поступков.
В начале процесса организации художественного общения преобладали ситуации, направленные на развитие когнитивного и ценностного компонентов духовной культуры школьников. На данном этапе кульминация урока приходилась на вводную часть (завязка, введение в тему урока, постановка проблемы), основной целью которой было знакомство учащихся с библейскими сюжетами и духовной музыкой, отражающими ценности духовной культуры, изучение художественно-образного языка музыкального искусства (средства музыкальной выразительности) и организация взаимодействия учащихся с музыкальным произведением (художественного общения).
На уроках музыки активно использовались такие методы и приемы, как рассказ, инсценирование (проигрывание ситуации, изображенной в музыке), «вхождения» в музыку, прием сравнения.
Промежуточным результатом стало приобретение школьниками способности эмоционально откликаться, «читать» чувства, эмоции и отношения, заложенные автором в музыкальном произведении.
Заключительный третий этап эксперимента (контрольный) включил в себя повторный диагностический срез в экспериментальной и контрольной группе с целью выявления динамики развития духовной культуры школьников. Результаты измерения конечного уровня духовной культуры школьников в экспериментальной и контрольной группах показали, что такие показатели, как когнитивный, ценностный в экспериментальной группе заметно возросли (таблица 3).
Таблица 3. Результаты оценки уровней развития духовной культуры школьников на контрольном этапе эксперимента
№ |
Компоненты |
Уровни | |||||
высокий |
средний |
низкий | |||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ | ||
1. |
Когнитивный |
36% |
28% |
40% |
40% |
24% |
32% |
2. |
Ценностный |
37% |
28% |
37% |
44% |
26% |
28% |
3. |
Поведенческий |
35% |
28% |
40% |
36% |
25% |
36% |
Проведённое исследование с целью изучения и выявления эффективности современной духовной музыки на духовно-нравственное воспитание младших подростков показало, что духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших и основных компонентов воспитания личности ребёнка. От того насколько духовно и нравственно воспитан ребёнок, зависит его отношение к жизни и окружающим его людям. И от того, на сколько духовно-нравственно воспитаны ученики будет отличаться качество исполнения музыки.
Информация о ообразовании:
Программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей к
условиям детского сада
Опираясь на полученные данные, нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям детского садаВ жизни молодых родителей есть сложный момент, когда ребенка приходится отдавать в дошкольное учреждение, так как родителям нужно идти на р ...
Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном
развитии дошкольников
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздни ...
Теоретические обоснования методики коррекционно–логопедической работы
Анализ данных констатирующего эксперимента подтвердил, что у учащихся с нарушением интеллекта не сформирована психологическая база речи. Речевые нарушения носят системный характер (недоразвиты все компоненты устной речи, касающиеся фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон); отмечаются ...