Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы.
Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать «любовное внимание». Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ученик пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.
Развитие духовной культуры школьников является актуальной задачей современного образования. Философские, психолого-педагогические исследования доказывают, что основы духовности начинают формироваться в период обучения в школе, когда у ребенка возникают вопросы смысложизненного характера, появляется интерес к другому как личности. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры является искусство, в частности музыка. В научных трудах Е.Г. Ванслова, Н.Г. Морозовой, Б.М. Неменского, Е.М. Торшиловой, Б.П. Юсова и др. обоснована роль искусства в становлении личности школьника; в работах М.С. Кагана, Е.П. Крупника, П.М. Якобсона и др. рассматривается проблема обучения школьников общению с искусством. Тем не менее, обоснование роли художественного общения в процессе развития духовной культуры учащихся требует дополнительного изучения.
Актуальность проблемы: На протяжении многих лет проблема формирования духовной культуры учащихся привлекала к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания – философии, педагогики, психологии, музыкальной педагогики. Общепризнанно, что одним из эффективных средств формирования духовной культуры школьников является искусство, в частности музыка. Она представляет собой и передачу из поколения в поколение духовного мира, приобщает к традициям. Поэтому музыкальный репертуар, изучаемый детьми, в большой степени обеспечивает выполнение задач воспитания и развития духовной культуры школьников.
Не секрет, что учащиеся, окончившие среднюю школу, не знают и двух народных песен от начала до конца, а если и знают, то не поют. Пение народных песен просто не доставляет им удовольствия. Между тем, при умелом подборе школьно-песенного репертуара они становятся одними из самых любимых и на их основе можно воспитать высоконравственную личность.
Большой вклад в решение вопроса формирования духовной культуры внесли ученые – психологи – Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, Б.М. Теплов. Психологами было доказано, что различная музыка по-разному влияет на состояние человека.
Цель исследования: рассмотреть возможность использования духовной музыки на улучшение поведения детей. Выяснить какое влияние оказывает духовная музыка на учащихся.
База исследования: ГУО «Начальная школа №65 г. Гомеля»
Задачи исследования:
– изучить и проанализировать уровень разработанности проблемы в педагогической и научно-методической литературе;
– выявить педагогический потенциал художественного общения на уроках музыки, обосновать его роль в развитии духовной культуры школьников;
– определить показатели и уровни развития духовной культуры школьников;
– осуществить проверку эффективности развития духовной культуры школьников в процессе знакомства с духовной музыкой на уроке музыки.
В ходе исследования мы опирались на труды, раскрывающие природу и сущность духовной культуры (Л.П. Буева, Т.И. Власова, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, В.Г. Федотова) и проблему формирования духовности (Б.С. Братусь, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков); исследования особенностей восприятия детьми искусства и общения с ним (Т.В. Бреусова, Е.Г. Ванслова, Е.В. Квятковский, Е.П. Крупник, Н.Г. Морозова, Е.М. Торшилова, Б.П. Юсов); работы, раскрывающие специфику художественного общения (М.П. Миронова, С.В. Шишкина).
Информация о ообразовании:
Обзор научно-методической литературы по вопросам формирования
произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии
Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина пишут, что направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, составляющими метод логопедической науки: 1) принципом развития; 2) принципом системного подхода; 3) принципом рассмотрения речевых нарушений во ...
Организация и методика логопедического обследования
Данное обследование проводилось на базе спец. МДОУ №79 г. Каменск – Уральского в период с 12 апреля по 14 мая 2010 года. В констатирующем эксперименте принимало участие 5 детей, в возрасте 5 – 6 лет, с диагнозом: ФНР, легкая степень псевдобульбарной дизартрии. В ходе работы были использованы: учебн ...
Анализ логопедической документации
Для фиксирования коррекционного процесса, который организуется и проводится на логопедическом пункте, необходимы следующие виды документации: - Инструктивное письмо; - Сборник приказов и инструкций; - Должностные инструкции; - Годовой план работы логопеда; - Журнал обследования устной и письменной ...