Организация и методы обследования

В ходе констатирующего эксперимента было проведено логопедическое обследование устной и письменной речи обучающихся младшего школьного звена. Исследование проводилось в 2010-2011 учебном году на базе логопункта школы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 «СОНО» города Новокузнецка. Всего экспериментальным участием охвачено 12 обучающихся 2-х классов имеющие заключения МПК: дисграфия на основе нарушений языкового анализа и синтеза .

Изученные литературные источники позволили выявить механизмы проявления дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза. На основании этого разработано исследование и поставлены следующие задачи:

- изучение анкетных данных, медико-педагогической документации, анамнеза обучающихся;

- изучение речевого развития обучающихся;

- определение уровня сформированности звукового анализа и синтеза;

- определение уровня сформированности неречевых функций;

- изучение особенностей письма и чтения.

Для проведения констатирующего эксперимента использованы методики обследования речи Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной (2007), методика нейропсихологического обследования и обследование состояния письма и чтения младших школьников Г.В. Чиркиной (2005).

Данные методики адаптированы к задачам исследования и определены этапы:

I Обследование устной речи

1. Исследование сенсомоторного уровня речи:

Ø исследование фонематического восприятия

Ø исследование артикуляционной моторики

Ø исследование звукопроизношения

2. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова

Ø исследование навыков языкового анализа

Ø исследование грамматического строя речи

Ø исследование словаря и навыков словообразования

Ø исследование связной речи

II Обследование письма и чтения

1.1. Исследование навыков письма :

Самостоятельное письмо:

Ø списывание слов, написанных рукописным шрифтом

Ø списывание слов написанных печатным шрифтом;

Ø списывание печатного текста;

Ø списывание рукописного текста;

Ø запись названия картинок

Письмо под диктовку:

Ø запись под диктовку строчных букв;

Ø запись под диктовку слогов;

Ø запись под диктовку отдельных слов;

Ø запись под диктовку коротких фраз.

Диктант.

Запись предложения после однократного прослушивания.

Составление и запись короткого рассказа по картинке.

Исследование навыков чтения:

Ø способ чтения;

Ø правильность;

Ø выразительность;

Ø осознанность;

Ø темп.

III Нейропсихологическое обследование

1. Кинестетический праксис (воспроизведение поз, перенос поз).

2. Пространственный праксис (пробы Хэда).

3. Динамический праксис (воспроизведение последовательности движений по показу, реципрокная организация движений, графическая проба «Забор»).

4. Пространственный гнозис (рисование фигуры Тейлора).

5. Оральный праксис (выполнение артикуляционных упражнений).

6. Зрительный гнозис (распознавание предметных картинок, распознавание картинок по детали, распознавание зашумленных изображений, распознавание наложенных изображений, узнавание символических фигур, описание сюжетной картинки, буквенный гнозис).

7. Зрительная память (запоминание невербальных стимулов, запоминание вербальных стимулов, воспроизведение после интерференции).

8. Акустический гнозис (оценка ритмов, воспроизведение по образцу, воспроизведение по речевой инструкции, повторение слогов, показ картинок, название которых включает оппозиционные звуки, подбор картинок к заданному звуку).

9. Слухо-речевая память (запоминание и повторение слов, повторение рассказа, повторение автоматизированных рядов).

10. Внимание (исследование произвольного внимания, таблица Шульте, исследование непроизвольного внимания, исследование устойчивости внимания).

11. Мышление (конструирование предметов, складывание слов из слогов, понимание скрытого смысла сюжетной картинки, раскладывание серии сюжетных картинок, простые аналогии, исключение понятий, понимание инвертированных речевых конструкций).

12. Рисунок (самостоятельный рисунок, срисовывание с образца (домик))

Для оценки каждого критерия используется бальная система, учитывается характер, степень тяжести и количество допускаемых ошибок.

Данное комплексное обследование позволит провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.


Информация о ообразовании:

Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей
Выделяют основные типы адаптации человека через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду или изменения себя. В этом случае активность человека направляется на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счет своих собственных резервов и личностных ресурсов. След ...

Рекомендации социальному педагогу по применению принципа толерантности в условиях начальной школы
1. Развивать интерес к проблеме толерантности. Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты. 2. Развивать мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности. Только при наличии мо ...

Обучение навыкам мышления в школе
Когда учителю задают вопрос: «Чего вы пытаетесь достичь в обучении своих учеников?», неизбежно следует ответ: «Я пытаюсь научить их думать». Преподаватели ставят перед учениками многочисленные задачи, включая усвоение учебного материала, осознание нравственных целей, овладение основными навыками. Н ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru