Реализация музейно-педагогических программ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ

Подробно о педагогике » Современная концепция музейной педагогики » Реализация музейно-педагогических программ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ

Страница 1

Традиции работы с детьми на основе музейных коллекций существуют во всем мире. Это, как правило, ведущее направление в деятельности музеев, как отечественных, так и зарубежных. Привлечение детей - важный аспект выполнения музеем поставленных целей. Отсюда и острая необходимость в организации прямого взаимодействия музеев и школ.

Если рассматривать современную общеобразовательную школу как школу развития продуктивного мышления, креативности, эмоциональной сферы, то роль музеев представляется особенно актуальной.

Во многих зарубежных странах музей рассматривается как система "параллельного обучения". Музеи привлекаются к разработке и осуществлению проектов в области образования. Педагогические возможности музеев используются при создании комплексных образовательных программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.

Все эти проекты осуществляются, как правило, музейными работниками и развиваются в рамках школьной программы.

В российских же музеях ситуация обстоит несколько иначе. Прямое взаимодействие со школами осуществляют далеко не все государственные музеи. Как правило, реализация подобного сотрудничества заключается в проведении тематических экскурсий, лекций, факультативных учебных курсов для учащихся общеобразовательных школ.

Но есть и такие музеи, чья деятельность является неотъемлемой частью учебно-образовательного процесса школ. Показательна в этом отношении деятельность Государственного Русского музея, который в 1989 г. начал работу с общеобразовательной школой №199 и детским садом. Сотрудники Государственного Русского музея начали уникальный педагогический эксперимент по формированию у детей повышенного общекультурного уровня. Решение этой задачи требовало новых взаимоотношений с системой образования, разработки специальных учебных программ, учитывающих специфику дошкольного и школьного образования.

Годом позже в Государственном Русском музее был создан Российский центр музейной педагогики и детского творчества, объединивший большую группу педагогов, художников, психологов, искусствоведов, инженеров-программистов. Впервые в отечественной практике был разработана система взаимодействия художественного музея с общеобразовательными учреждениями - от детского сада до вуза.

В практическую деятельность этого Центра были введены специальные музейно - образовательные программы, нацеленные на формирование у учащихся способности комбинировать зрительные впечатления путем свободного ассоциирования, создавая новый образ, новую реальность; развитие способности цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; способные привить навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее; на примере творчества крупнейших художников сформировать умение постигать меру внутренней и внешней свободы человека.

Перенимая опыт Государственного Русского музея в г. Кемерово также начала формироваться система взаимодействия музеев и школ. Её основателем явился государственный историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская Писаница". В 2000 г. сотрудники музея-заповедника разработали музейно-педагогическую программу, которую апробировали в средней общеобразовательной школе №7 г. Кемерово. Она представляет собой адаптированный вариант программы "Здравствуй, музей!", разработанной Российским центром музейной педагогики при Государственном Русском музее. Основной целью данной программы является расширение кругозора учащихся, воспитание у них уважения к культуре, развитие склонностей к углубленному изучению прошлого.

Актуальность данной программы определяется тем, что во - первых, вопросам истории и культуры родного края, на уроках по истории России в общеобразовательных школах уделяется недостаточное внимание, что, в свою очередь, не развивает интереса учащихся к самостоятельному изучению вопросов этой темы, не мотивирует к посещению музеев, выставок. Современная же система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Во-вторых, причиной введения данного курса является необходимость стимулировать интерес к изучению истории своего края. Программа предполагает соединение исторического, искусствоведческого и музейного подходов, позволяет синтезировать знания учащихся, которые получены ими при изучении различных дисциплин.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
С целью изучения механизмов формирования и развития детских способностей в живописи исследовательская работа была проведена на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» пос. Иноземцево в подготовительной группе. На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют интерес и активность, но эпизодичес ...

Теоретические основы развития эстетического восприятия природы на уроках интегрированного курса «Окружающий мир»
В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического восприятия младших школьников, раскроем понятие "эстетическое восприятие", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического восприятия и ...

Анализ оборудования и материалов логопедического кабинета
Логопедический кабинет находится в здании начальной школы. Кабинет эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Площадь кабинета 20 кв. м., что соответствует параметрам. Кабинет хорошо освещен и имеет хорошую вентиляцию. На двери кабинета имеется табличка с расписанием работы логопеда, его фа ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dailyeducator.ru