В настоящее время происходит переосмысление задач и функций музеев, связанных с их образовательной и воспитательной деятельностью. На этом этапе прослеживаются тенденции к активному поиску новых путей взаимодействия музея с посетителями, возникновению разных форм и методов этих отношений.
Так, главную цель образовательно-воспитательной деятельности музееведы-исследователи видят в формировании у человека способности к творческому восприятию того или иного феномена культуры, органичного включения его в культурную сферу.
С утверждением специфики образовательно-воспитательного воздействия музея и началась разработка основ музейной педагогики, поиска контактов музея с детской и юношеской аудиторией, в ходе которых воздействие оказывается максимальным и результативным.
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
В соответствии с этой целью музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. Посредством музейной педагогики человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего. Таким образом, осуществляется прямой опыт общения с предметами, когда главными становятся не предметы, а выраженные ими значения, культурные ассоциации посетителя в процессе активного освоения музейного пространства. Причем предметно-пространственная среда музея может включать как произведения искусства, экзотические предметы, исторические реликвии, так и памятники природы. Независимо от этого, посетители получают возможность "работать" с предметом, проявлять себя в творчестве.
Благодаря музейной педагогике посетитель, прейдя в музей, перестает быть бессловесным объектом, на который обрушивается огромный поток информации, он становится собеседником, полноправным партнером, участником диалога, который предлагает ему музей.
В этом качестве музейная педагогика решает целый ряд задач:
повышает интерес к экспозициям музея;
стимулирует творческую активность посетителей;
развивает коммуникативную культуру;
способствует расширению знаний о культуре, искусстве, истории;
создает основу для включения посетителя в другие виды деятельности музея и т.д.
Анализ теоретических основ музейной педагогики позволил выявить наиболее точно отвечающие целям, задачам и содержанию музейно-педагогической деятельности следующие методы:
социальных ролей;
создания игровых ситуаций;
практического манипулирования с предметами;
использования ассоциативных связей;
театрализации;
самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Все эти методы находят отражение в практической деятельности музейных педагогов при работе с разными категориями музейной аудитории.
Информация о ообразовании:
Духовная музыка. Ее роль в воспитании школьников
Духовная музыка – музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением ...
Создание инструментария для оценивания контроля знаний
студентов
Формы оценки знаний и умений учащихся – многочисленные, так как каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Создание инструментария проходило в несколько этапов: – изучение методов и способов оценивания учащихся; – поиск информации о принци ...
Диагностика уровня эстетического восприятия природы младшими школьниками
Опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Базой исследования стал 2 «в» класс школы НПСОШ №2 г.Якутска. Классный руководитель Зыкова Матрена Николаевна. В эксперименте участвовало 12 детей в виде эксперименталь ...